Правда о зайце

Dec 11, 2007 23:03


Наша жизнь, дорогой читатель, полна предрассудков и предубеждений. Мы твердо знаем и верим, что водка помогает от всех болезней, включая алкоголизм, что денег нет и не будет, что СПС - это политическая партия, что ворон - мудр, лиса - хитрожопа, а заяц - трусишка серенький. Так мы привыкли, и отвыкать не собираемся.
 
Не удивлюсь, если и вы считаете зайцев трусливыми. Неужели таким эпитетом красивый, гордый и отважный зверь обязан тому лишь, что эволюция наградила его длинными ногами как орудием выживания? Мы не называем трусливыми ни черепаху, прячущуюся в свою крепость, ни хамелеона, всю жизнь сливающегося с окружением - а называем зайца, который ежеминутно готов дать бой любому хищнику. Да, он предпочитает убежать - нормальный закон природы, - но если уж его настигают - заяц сражается до последнего. И его задние лапы становятся при этом поистине смертоносным оружием. Сколько орлов, сов, волков убедились в этом на своем более чем печальном опыте! Да-да, и волков. Вы разве не знаете, что на лося, кабана и матерого зайца волки охотятся только стаей? Одиночный молодой волк в открытой схватке с пожилым зайцем имеет шансов не больше, чем ниндзя против мечеблистающего самурая.

Страшитесь же: «…совершенно уставший, заехал к помещику Н-скому из М-ского уезда. Он выбежал на крыльцо, обнял меня и даже прослезился. Счастью его и радушию не было предела. Не буду рассказывать тебе, дорогой читатель, изобилие последовавшего за этим ужина, скажу лишь, что вся дичь Яицкой губернии была представлена в восхитительной полноте, соперничать с которой мог лишь выбор разноцветных наливок. [Тут автор все же не удерживается и рассказывает об ужине на трех с половиной страницах, которые я с сожалением опускаю]…

После этого Н-ской провел меня в каминную залу, где предложил мне трупку и велел подать чаю, пока мы продолжали нашу беседу об охоте... Вся стена над камином была увешана охотничьими трофеями, выполненными с изрядным мастерством и размещенными с великолепным вкусом. Каково же было мое удивление, когда среди кабаньих, лосиных, волчьих и медвежьих голов я увидел огромных, невероятных размеров голову зайца-русака. Признаться, я в первый момент счел, что это caricature, и даже было рассмеялся, однако Н-ской обратил внимание мое на потемневшую от времени серебряную пластинку, из надписи на которой следовало, что этот заяц был затравлен зимой 1783 года его прадедом, имел в длину более сажени и весу 92 фунта и три золотника, и смертельно ранил двух собак, причем одну загрыз.

Хозяин рассказал мне, что, пораженный размерами зверя, прадед было собрался отправить его в Санкт-Петербург, но пугачевские события помешали тому - а жаль! Это был бы достойнейший экспонат государевой кунсткамеры.

Пироги из него ели всю зиму.

Я самолично измерил длину резца этого удивительного создания (один был сломан) и свидетельствую, что она составила ровно полвершка! Хотел было измерить и размах ушей, однако хозяин вежливо воспротивился тому, сославшись на ветхость чучела.» (с)Аксаков, Записки об охоте.

Вот такой вот lepuseuropaeus.

Возможно, после этого отрывка вы с большим доверием отнесетесь к рассказам Сетона-Томсона о том, что ему доводилось видеть трупы молодых гризли, животы которых были вспороты страшным ударом заячьей лапы - судя по следам. Понятно, что до старости доживали лишь те медведи, которым счастливо удалось избежать схватки с этим ужасом канадских лесов.

Но, допустим, вы зоологию не любите еще сильнее, чем американцев. Но литература! Но история! Вспомните эпическую битву Беовульфа с Беохазе - ведь только вмешательство сильфид спасло славного героя от неминучей гибели! Вспомните, что самые воинственные племена индейцев Северной Америки- сиу и черноногие - гордились зайцем как тотемом. Вспомните, что арьергардные манипулы Сципиона Азиатского неизменно поднимали на штандарт заднюю заячью лапку - и преследующие их варвары боялись приближаться к ним менее, чем на полет стрелы, хорошо понимая намек. А смутные легенды испанских конкистадоров, из которых многие серьезные зоологи делают вывод о существовании зайца-летяги, уши которого срослись с задними ногами и который имел обыкновение нападать с деревьев? А тот факт, что труд сторожа капустных полей издавна считался и считается в Японии и в Сычуаньской провинции Китая одним из самых опасных и почетных?

Так что не судите о зайцах по святочным бианкам и мультфильмам. А уж если не можете без этого - смотрите «Ну, погоди!», где боевитый характер зайца прописан с величайшей степенью достоверности.

Недаром этот сериал закуплен кафедрой этологии Йокнапатофского университета, и за сумму более чем приличную. К сожалению, вся эта валюта осела в бездонных карманах нордического Олега Видова, а «Мосфильм», по своему обыкновению, остался с носом, и две банды наших кинематографистов по сю пору винят в том друг друга.

Исторические штудии, Из старья

Previous post Next post
Up