Происхождение лампас

Jan 30, 2008 23:40


             Конечно, любой сегодня может, порывшись в справочниках, написать пару абзацев про лампасы - их возникновение, разновидности и значение. Но навряд ли так легко проникнуть в глуби истории и понять истинное первоначало этого знака отличия, - уходящее в те времена, когда и словом-то таким - лампасы - не пахло.

Впервые об этом упоминал то ли Плиний (кажется, Средний или Младший), то ли кто-то из их поздних эпигонов. В рассказе о скифских племенах, большей частью своей совершенно фантастических, всплыли две подробности весьма и весьма правдоподобные. Во-первых, с большим неодобрением были упомянуты штаны - как бесспорное свидетельство скифского варварства. И действительно, скифы повсеместно и с удовольствием носили брюки из дурно обработанной светлой овечьей шерсти, которые, помимо тепла, обеспечивали еще и несомненный комфорт в дальних конных перегонах. Это подтверждено и раскопками, и картинами скифского быта, изображенными на знаменитой золотой пекторали.
Второй момент касался воинских обычаев скифов. Будучи народом чрезвычайно деловитым и практичным, скифы никак не могли себе позволить тратить время на снятие скальпов с поверженных противников, отрезание ушей, пальцев рук и изготовление из них устрашающей бижутерии (это вошло в обыкновение уже у более развитых народов - от индейцев Северной Америки и ее же первопоселенцев до бравых ребят во Вьетнаме с обеих сторон. Иногда из гигиенических соображений это дело заменяется орденами и медалями).
Однако воинская доблесть всегда нуждалась в регистрации и вещественных подтверждениях, и скифы удумали обычай вытирать свои окровавленные акинаки (мечи такие) о свои светлые овечьи брюки. Легко понять, что конный скиф (а другие боевыми действиями увлекались мало) мог вытереть акинак только о боковую часть штанов. Поскольку штаны не стирались никогда, в результате у наиболее удачливых бойцов по боковому шву штанов образовывалась широкая бурая полоса, по ширине и насыщенности которой соплеменники и могли судить о количестве поверженных врагов.
Надо ли говорить, что все Плинии оба этих обычая презирали совершенно. Однако есть независимые свидетельства того, что римским легионерам эта выдумка понравилась до крайности, и в 88 г. н.э. два легиона в Северной Каппадокии, мучимые хроническим безденежьем и простатитом, затеяли мятеж, требованиями которого была выплата жалованья за четырнадцать месяцев и разрешение носить штаны. Мятеж был быстро и привычно подавлен Титом из Кессарии, оба легиона подвергнуты децимации, и штанов им не дали. Жалованье, должно отметить, было выплачено тут же и с процентами, а казначей приговорен к посажению на кол, - впрочем, условно.
Известно также из более поздних источников, что в полный восторг от скифского обычая пришли и гунны, проведавшие о нем от влившейся в их ряды сарматской конницы. Аттила моментально оценил удобство и наглядность этого способа, а также его необычайное моральное воздействие на солдат. Будучи вождем умным и дальновидным, он первым делом запретил в своих войсках эту процедуру, разрешив вытирание холодного оружия о штаны только отмеченным лично им воинам - включая, естественно, и его знаменитую “серую тысячу” (точнее, 13х13х13) отборных головорезов.
Удивителен не столько сам приказ Аттилы, сколько то, что выполнялся он варварами совершенно неукоснительно. Мы знаем только один случай, когда воин из племени вандалов, отчаявшись добиться милости вождя в бою, самовольно начал вытирать свой меч о штаны. Замеченный за этим занятием, он был подвергнут жестокой казни - ему шестью ударами последовательно отрубили все, что можно было отрубить, а название племени и доныне остается ругательным.
С уважением отнесся к новому обычаю и Одоакр, и даже Теодорих, несмотря на его нелепые аристократические понты, сохранил его, по крайней мере в своей гвардии.
Более позднее упоминание об этой воинской технологии удалось обнаружить с помощью рентгеновского анализа на одном из палимпсестов (IX-Х век) Мистфалльского монастыря - в пронизанном ужасом повествовании о викингах. Как известно, эти ребята куролесили чуть не по всей Европе в поисках того, что плохо лежит, - а лежало там плохо, по их мнению, решительно все. Довольно скоро наблюдательные викинги выделили среди разрозненных остатков остготов, вестготов, нордготов и прочей шушеры умелых и свирепых бойцов, отмеченных бурой полосой на штанине.
Как сообщает безымянный автор, викинги называли их «хенр'н храаль», что можно перевести как «кровавая скотина» (с некоторым оттенком одобрения), или «хенр'н храаль тенанте» - «тупая кровавая скотина» (с еще большим одобрением).
Кстати, ряд исследователей, включая таких авторитетных, как профессор Прзджимек из Пражского университета, и аббат Д.Фарниенте, полагают, что именно оттуда и произошло современное «генерал».
Долгое время викинги без лишних слов резали героев, не особо вникая в происхождение их знаков отличия. Когда же, наконец, смысл кровавой полосы на штанах открылся им, идея увлекла их настолько, что даже Рагнар Кожаные Штаны намеревался сменить свои знаменитые брюки (кровь на них была плохо заметна и легко смывалась морской водой) на более маркий материал, но не успел - по независящим от него печальным обстоятельствам.
Как и почему идея всплыла значительно позже в Германии, отчего решено было ограничиться нашиванием полос материи, и чего ради назвали это “лампасами” (Lampassen) - лежит вне сферы нашего исследования, поскольку любые соображения на сей счет с легкостью уже могут быть подтверждены или опровергнуты документально. Это, безусловно, ограничивает полет фантазии и потому недостойно настоящего ученого.

Исторические штудии

Previous post Next post
Up