Mar 10, 2008 17:56
Фильм «Пианист» 2002 год
Режиссер - Роман Полански
Сценарий - Владислав Шпильман, Рональд Харвуд
Владислав Шпильман - актер Эдриан Броуди
«Я двинулся вперед. Порывистый ветер грохотал каким-то железом в руинах, свистел и выл в глазницах выжженных окон. Наступали сумерки. С тяжелого темнеющего неба сыпал снег».
Владислав Шпильман “ПИАНИСТ: Варшавские дневники 1939-1945”
Владислав Шпильман родился 5 декабря 1911 года в Сосновце в еврейской семье. Окончил Варшавскую консерваторию и Берлинскую музыкальную академию: класс фортепиано Артура Шнабеля и класс композиции Франца Шрекера. В 1933 году после прихода к власти нацистов вернулся в Польшу и работал на варшавском радио.
«Извините, вы не видели моего мужа, Исаака Шермана? Если увидите, напишите мне!»
Для меня фильм делиться на две части. Первая - это чистой воды автобиография, а во второй заложен весь фильма, все ради чего велось повествование. Было бы бессмысленно просто пересказывать весь сюжет, поэтому я начну с того места, когда Владислав в разрушенном доме встречается с немецким офицером.
«Я остановился передохнуть и посмотрел вдаль: от северной части города, где когда-то находилось гетто и где уничтожили полмиллиона евреев, не осталось ничего. Даже стены сожженных домов были повержены на землю - немцам под ноги».
Эдриан Броуди не справился с героем, он им стал. Этим то фильм и запоминается. Эдриан стал пианистом, на которого выпал не посильный для него груз. Он совершенно не похож на тех, кого изображают десятки фильмов о войне. Владислав не был готов к борьбе с самого начала, он не думал, какая страшная судьба ждет его, как ему придется жить, а скорее доживать свои годы. Но он прожил еще очень долго, и выжил лишь благодаря музыке.
«Как жить, если за тобой - только смерть? Как из смерти черпать силы для жизни?»
Таким - сломленным и подавленным он стоит перед офицером. «Вот и все, конец», - наверное, пронеслось в голове у Владислава. Но вдруг, судьба все-таки решила дать ему шанс, и свела его именно с Вильмом Хозенфильдом. Не стоит обелять его образ, к сожалению, мы не сможем узнать, как он жил до этого момента. Уверенность есть в одном, в то время как Владислав играл на фортепьяно, в душе Вильма что-то происходило. Для чего эта война, которая сделала из одних - изгоев, а других - палачами? Разве этого хотели Владислав, Вильм.
«Должно быть, по эту сторону стены дышится легче. Да, но иногда я не понимаю, по какую сторону я нахожусь».
Смерть благородна, ей не важен социальный статус, пол, национальность всем этим отличаются человек. Беспощадна не пуля, а тот, кто выстрелил из ружья.
Нас ужасает поступки людей, так реалистично изображенных в этом фильме, хотя сами мы не замечаем, как причиняем боль даже самым близким людям,
«Благодарите Бога, он хочет, чтобы мы жили. Что ж, мы должны в это верить».
Это автобиография «не героя», человека который никому не противостоял, а просто старался выжить и сохранить в себе музыку.
«С завтрашнего дня я должен начать новую жизнь».