17

Jun 11, 2014 21:28

17. СТАРОЕ КЛАДБИЩЕ И НЕМНОЖКО СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

Среда, 19 Июня 2013 г. 18:26 + в цитатник
Однажды бабушка с Лизой пошли на кладбище. До него они добирались автобусом. Бабушка решила почистить могилки, полить цветы на них. Кладбище было довольно светлым и чистым и совсем-совсем не страшным.
«Их не надо бояться, - сказала бабушка, - живых надо бояться». Почему она так думала, Лиза не знала, но мертвых не боялась.
«Вот бабушка Пелагея, вот тетка Устинья, вот мои бабушки с дедушкой», - перечисляла она.
«Вот твоя прабабушка Елизавета Тимофеевна, - сказала бабушка, очищая могилку от сорняков, - в честь нее тебя назвали».
Бабушка вспомнила свою маму, как она выбивалась из сил в войну, как ухаживала за отцом, когда он болел. Как поднимала детей в годы войны, когда есть было нечего. Как сын родился, бабушкин самый младший брат Валерий, во время войны, в самое тяжелое время. И как за отцом потом ухаживала, у которого тяжелая болезнь была, рак называется. И как одна потом продолжала растить детей.
Потом перешла к могиле тети Вали, потом обратила внимание на мальчика, малыша совсем Витюшку.
«Да, жалко Витюшку, такой махонький был. Двух лет не было», - Лизе всегда потом было жалко этого мальчика на фото.
Бабушка подошла к могилке за одинокой оградкой с надписью «Платонова Мария Васильевна».
«Это кока, она твою маму нянчила, неграмотная была, верующая, в Рытово ходила на службу» - пояснила бабушка.
Фото не было, потому представить себе коку Лиза не могла, потом бабушка рассказала, что у нее на спине был горб, вроде в детстве упала с лестницы, получила травму. Замуж не вышла и всегда жила в доме своего младшего брата Степана Васильевича, нянчила его детей. Добрейшей души человек, любивший детей и всегда все им прощавший. Бабушка также рассказала, что жила она тихо и незаметно, а заболела неожиданно. «С сердцем плохо», - сказала бабушка. Лизиной маме сообщили поздно - доехать она так и не успела.
Лиза так и представляла коку всю жизнь, представляла, как она идет по дороге на Рытово, маленькая сухонькая, с палочкой, склонившаяся под тяжестью горба на спине, человек с одухотворенным лицом, преисполненная веры, которая была смыслом ее существования. Бабушка заменила увядшие цветы в банке на кокиной могиле, налила из бутылки новой воды, посыпала пшена и пару карамельных конфеток. Потом подергала траву на могиле, чтобы было чисто, еще раз окинула взором могилки своих родных. Пошли дальше. Лиза прошла мимо девочки, которая утонула в возрасте семи лет, были и пожилые, и молодые, и знакомые и совсем чужие.
«Вон, дядя Леня смотри, его могилка, - сказала бабушка, - хороший памятник поставили, денег не пожалели».
Дядю Леню Лиза отлично помнила и могла похвастаться своими воспоминаниями о нем, помнила и его похороны.
Дядя Леня - это старший брат дедушки. Он был третьим ребенком своих родителей и родился еще до Революции. Родители и молодые бабушки с дедушками очень много работали в поле и по дому. С детьми оставалась слепая старая прабабушка, которая кое-как за ними приглядывала. В первую очередь кормила-поила, младшие шли за старшими, которые очень рано начинали за ними приглядывать
В таких условиях не ровен час что-то должно было случиться. Так вот Мария старшая упала с лестницы и всю жизнь на спине носила горб, а дядя Леня выпал из окна, он сломал ноги, которые плохо срослись. Всю жизнь он был маленьким человечком с хромотой и кривыми ногами. Он был сапожником и тоже столярничал, как и все в семье и был довольно-таки веселым человеком, сильным духом. Все считали, что он никогда не женится в силу своих физических недостатков, но он сделал отличную партию - первую красавицу в своей деревне. Только не этой, а другой. Физически крепкую хитрую и предприимчивую тетю Шуру, которая прожила очень долгую жизнь и, по словам бабушки и деда Лизы, родилась не в то время. Даже в военные годы, она могла выкрутиться из любого положения. Любую работу дяди Лени она тоже с успехом продавала. В последние годы ходить ему было совсем тяжело, сидел себе на табуреточке и чинил сапоги или строгал что-то. Маленький такой грустный, глаза добрые, душа чистая, человек, который всю жизнь жил с физическим недостатком и смог сделать его не мешающим. Что бы другие на него внимание не обращали. Его главной головной болью был сын Витька, который нигде не работал, по жизни не устроился и считался асоциальным элементом.
У дяди Лени было «сердце и давление», как у всех стариков, но умер он тихо, во сне. Лиза отлично запомнила его похороны. В гробу он лежал очень серьезный сильный и одухотворенный, много родных приехало, все успешные дети дяди Лени с тетей Шурой. Внучка его Инка. Ровесница брату Лехе, играла с Лизой. А еще с собой у нее была коробка с сережками. Сережки были разные - красные ягодки, капельки, листики, «под жемчуг», узорчатые и с маленькими камешками. Лиза рассматривала эти сережки и мечтала о таких же. Инка дала посмотреть, но не подарила, да и куда Лизе было их прикреплять, уши-то у нее не проколоты?
Потом они на качелях катались, Инка быстро раскачивала, Лиза смеялась. Потом сидели на поминках, и бабушки уговаривали съесть кутью и кисель, который Лиза не любила. Но за упокой дядя Лени съела. Потом ее ягодами угощали, черешней, которая у них не росла. То, что не знакомо завсегда вкуснее того, что ешь постоянно.
Человека проводили в последний путь, а у Лизы только и осталось воспоминаний о сережках, качелях и ягодах. Всегда только хорошее остается в памяти.

творчество

Previous post Next post
Up