Заполучив отпуск, мы продолжили знакомство с остатками былого русского величия. Прошлой осенью вместо Каменца-Подольского мы посетили Углич и Ярославль, которыми остались чрезвычайно довольны. В этот раз решили поехать в Ростов и заодно в Переславль-Залесский, который там рядом.
Ростов Великий - один из древнейших русских городов, с XII века столица Ростово-Суздальского княжества, крупный торговый и религиозный центр. В начале XVII века был разграблен польско-литовскими интервентами, но затем много всего было построено и многое из этого сохранилось по сих пор. Почти все строения внутри Кремля XVII века или ранее, кто не знает - именно здесь снимали «исторические» сцены «Иван Васильевич меняет профессию», в общем, стрельцы сами просятся в пейзаж. Масштабная реконструкция Ростовского кремля началась еще в конце XIX века, в музее есть фотографии - как все выглядело до того (не очень, мягко говоря).
Сегодня Ростов это классический «летучий голландец»: на улицах не души в любое время суток и недели, старинные резные домики покосились и заброшены; заведений много и во всех пусто, в музеях и сувенирных лавках не тратят энергию, поэтому свет над витринами включают по мере вашего продвижения, в углах тишина и пыль, скрипят половицы и из окна пахнет яблоней, и слышно как на улице дерутся коты, и смотрительница гремит чайником за стенкой…
В Ростове есть древнее финское озеро Неро - огромное, как море, оно виднеется в конце улиц между домами. Везде рекламировались экскурсии на теплоходе, но самого судна мы ни разу не видели - то ли оно ушло в далекое плавание, то ли благополучно отправилось к своим предкам на дно. Но погода все равно была паршивая и мы не сильно расстроились.
Гостиница нам понравилась («Усадьба Плешанова»), хозяевам явно не все равно и они стараются поддерживать уровень (официально трех звезд). Меню всех провинциальных городов традиционно, это старый добрый общепит, хотя готовят везде качественно и вкусно, при этом поражает огромное количество блюд вообще и майонезных салатов в частности. В ресторане при гостинице было 46 вариантов салатов, в заведениях-аутсайдерах - по 25-30. Придумать столько разных салатов само по себе непросто, но их же еще нужно как-то назвать… А ведь в меню также горячее, десерты и коктейли! Наш выбор: салат «Универсальный» и алкогольные коктейли «Зеленая фея» и «Кузнечик». Последний, кстати, имел вкус зубной пасты - мы не сошлись в том, хорошо это или плохо. Мне лично понравилось, но если что - можно прекрасно запить «феей».
С достопримечательностями и музейными экспонатами все настолько плохо, что за город по-настоящему обидно. Причем за оба города - в Переславле-Залесском тоже смотреть особо не на что. А может реконструкторы избалованные слишком? В любом случае мы надеялись увидеть предметы материальной культуры и совершенно, как выяснилось, напрасно.
Конечно, и в Ростове, и в Переславле вы можете увидеть множество образцов средневековой архитектуры. Вот для многих американцев, например, и XVIII век почти что Средневековье, а в Переславле есть церковь XII века - рядом с ней, где-то за углом, возможно, родился Александр Невский (это на мемориальной доске так написано). Церковь маленькая и характерная. Внутри примечательна табличка, подробно рассказывающая, когда, кто и по какому поводу эту церковь сжигал и разграблял.
Ростовский кремль очень красивый и интересный. Постройки находятся на разных уровнях, пускают на стены и именно со стен можно попасть в три церкви на высоте второго этажа с хорошо сохранившимися фресками (можно фотографировать).
С валов обоих городов открываются очень живописные виды, под ногами - культурный слой, всюду зелень и церкви.
Музей с археологическими экспонатами в Ростове есть, но внутри музеев и там, и в Переславле категорически запрещено фотографировать, даже за деньги. Поэтому фото костей шерстистого носорога, коренного ростовчанина, увы, показать не можем. Также и нескольких мерянских мулек, но вы их уже видели. Музей финифти - традиционного ростовского промысла - вещей раньше XVIII века не содержит, в основном XIX и даже работы современных мастеров. Продавщица сувенирной лавки на наши сетования сказала, что местным музейщикам археология и материальная культура вообще, похоже, неинтересна, хотя они на ней физически сидят.
В Переславле посетили выставку «Загадочный мир природы» (есть почти в каждом провинциальном городе) - с непременным чучелом лося, доверчивой енотовидной собакой и воблами в диораме «Пруд». Там же немного Пришвина и выставка современных фотографий местных птиц, портрет воробья назывался «Ы».
Исторический музей Переславля целиком состоял из икон, Ростова - на 90%. Количество перешло в качество, и у меня неожиданно проснулся искренний интерес к иконам, по крайней мере к их разглядыванию. Окончательно утвердились в мысли, что реконструировать по иконам что-либо из одежды невозможно - костюмы икон XV и XVII веков не отличаются ничем и с реальными предметами не имеют ничего общего.
В Ростове хранится одна из немногих икон Святого Христофора с собачьей головой - очень впечатляет. В Переславле неплохая коллекция живописи - есть Малевич, Бенуа, Лансере, Репин, Шишкин, Семирадский, Верещагин, Рубо…
В музей «Ботик Петра» мы опоздали по неприличной для культурного человека причине - мы решили сначала пообедать и, по сути, зажрались. Правда, сам ботик оказался на реставрации, так что вроде ничего страшного.
Часто во время этого отдыха посещали нас грустные и досадные мысли о нашей истории и историках, культуре, археологии и археологах, совке и музейных работниках. В Москве профессиональные историки ругают археологов-любителей (выразимся толерантно), а в Ростове москвичи покупают землю внутри городских валов и экскаваторами роют фундаменты домов. В Москве работники музея в палатах бояр Романовых только что сами не рядятся в костюмы, чтобы привлечь и заинтересовать публику, а в Переславле археологией называют царские ворота XVII века, а исторической выставкой - возможность сфотографироваться в костюме под XVIII век, хвалясь при этом своей богатой историей. Невольно вспомнишь совок с централизованной системой распределения экспонатов. Ржавая кольчуга и отрез ситец для комсомолки должен быть в каждом музее! - и это правильно. Такое впечатление, что в увиденных нами городах музейщики или просто тихо вымерли, или сосредоточились на выдумывании красивых названий полуразвалившихся звонниц - чтобы на билетиках печатать. Денег не жалко, жалко всего остального - музейщиков, звонниц, материальной культуры, фундаментов, профессиональных историков… Все это ужасно бестолково у нас устроено, где густо, а где пусто, где есть искренний интерес, но возможностей нет, а где и возможности есть, но мешает алчность или банальная замшелость.
Хотя в целом впечатление позитивное. Ростовский кремль, хоть и в другую эпоху, но реконструировали очень здорово. Туризм худо-бедно развивается, а значит, начнут рано или поздно и в культуру, и в историю что-то да вкладывать. Города красивые и отдохнули мы хорошо, узнали много нового… Как говорится, до новых встреч, простите за много буков!