Оригинал взят у
sandra_nova в
"Нелиберальный интернационализм", или "Вперед, империя!" Прислали для обсуждения прошлогоднюю, но в главном не устаревшую статью. Предлагаю ее (в сокращенном варианте) вашему благосклонному вниманию.
Некоторое время назад в Вашингтоне был опубликован крайне любопытный документ под названием «Альтернативные сценарии будущего России до 2017 года», подготовленный группой американских экспертов из влиятельного Центра стратегических и международных исследований (The Center for Strategic and International Studies - СSIS.)
Документ сразу привлек внимание одним экстравагантным эпизодом, в котором речь, правда, в сослагательном наклонении, шла об убийстве Путина в Рождественскую ночь при выходе из Храма Христа Спасителя в Москве и последовавшей вслед за этой резкой сменой государственного курса.
Доклад об альтернативных сценариях будущего России - очень серьёзный документ, в соответствии с этой «повесткой дня» будет действовать вся сеть атлантистского влияния в нашей стране.
Так что же хотели сказать разработчики доклада политическому руководству США и всему остальному миру? Что же, перейдем к самому главному. Не утруждая читателя прямым пересказом текста, попробуем разобраться в его концептуальных основаниях.
Первый сценарий: либеральный интернационализм. (Мое название: классический западный либерализм)
Наиболее благоприятным, в максимальной степени соответствующим американским национальным интересам (оценка «5»), но при этом наименее вероятным сценарием является приход к власти в России «либеральных-интернационалистов». В патриотическом лексиконе для обозначения этой группы, как правило, используются такие синонимы как «космополиты», «западники», «ультралибералы».
Констатируя, что вероятность их победы близка нулю (или, скажем, примерно 2%), разработчики доклада, тем не менее, не теряют надежды на повторение сценария «цветной революции» в России в ближайшей перспективе.
«Либеральный интернационализм» - это откровенно прозападный политический курс: сдачи геополитических позиций Москвы в мире, демонтажа ядерного арсенала, территориального распада страны на более мелкие образования, экспорта энергоресурсов за границу по демпинговым ценам и интеграция остатков распадающейся федерации в «золотой миллиард» при «слабых позициях».
Второй сценарий: либеральный национализм. (Мой вариант: региональный лидер, играющий по их правилам.
Наиболее вероятным и, в принципе, вполне приемлемым для США сценарием (оценка «4») является приход к власти в России так называемых «либеральных националистов». По многим параметрам этот идеологический проект продолжает курс Путина, сочетая развитие либерально-демократических институтов с сильной российской государственностью. Однако, американские аналитики делают акцент на том, что в данном случае решающее значение имеет окончательный уход Путина с политической арены. В Путине на уровне его индивидуальной психологии, архетипов бессознательного, личной судьбы, разработчики доклада интуитивно чувствуют какой-то идентитаристский подвох, говоря поэтому о «путинизме без Путина».
Реализация национал-либерального плана в долгосрочной перспективе приведёт к тому, что Россия будет усиливать свой национальный компонент (отсюда - «nationalists»), проводя всё более и более независимую внешнюю политику, реформируя армию, повышая уровень благосостояния населения и превращаясь, таким образом, в один из региональных центров «цивилизованного мира». Однако, при этом она не будет подвергать сомнению «глобальные правила игры» и саму аксиоматику либерального миропорядка, которые устанавливаются исключительно из Вашингтона (отсюда «liberal»).
Иными словами, это интеграция «региональной державы» в «золотой миллиард» при «сильных позициях». Когда у тебя мощная экономика, смертоносное ядерное оружие и «энергетическая дубинка», можно претендовать на более почётное место у пирога, которым закусывает «золотой миллиард». И американцы готовы пойти навстречу таким требованиям. В качестве ключевой фигуры в этом контексте рассматривается Дмитрий Медведев.
Третий сценарий: нелиберальный национализм («Великая Россия от Химок до Домодедово»).
Будучи относительно маловероятным, данный сценарий рассматривает возможность прихода к власти в России «нелиберальных националистов» которыми, по мнению американцев, являются так называемые «силовики» из окружения Путина.
После убийства вновь переизбранного президента в стране начинаются народные волнения, стихийные беспорядки, социальный хаос. Руководители спецслужб берут контроль над ситуацией в свои руки и жёсткими, репрессивными мерами наводят порядок. «Силовики» начинают проводить националистическую политику под лозунгом «Россия для русских». De facto русские получают привилегированное положение среди других российских народов.
Устанавливается авторитарная форма правления. Разворачивается крупнейшая антикоррупционная кампания. Продолжается строительство госкорпораций, к чему добавляется национализация естественных монополий. Несмотря на внешнеполитическую конфронтацию с Западом и изоляционизм, Москва со временем становится крупнейшим финансовым, экономическим и политическим центром регионального значения, дальнейшая цивилизационная экспансия которого (даже в рамках СНГ) лимитирована, однако, националистическими идеологическими установками и отсутствием привлекательного для других народов мировоззренческого проекта.
Парадоксально, но даже такому экстравагантному сценарию авторы доклада ставят уверенное «зачтено» (оценка «3»). Дело в том, что по их прогнозам, зависимость российской экономики от экспорта энергоресурсов за границу, а также потребность в новых технологиях не позволят «нелиберальным-националистам» окончательно порвать с Западом.
Более того, националистическая политика Кремля в долгосрочной перспективе помешает экспорту российского влияния за пределы страны и приведёт к росту сепаратистских тенденций внутри неё, прежде всего, на Северном Кавказе.
Таким образом, все три сценария, описывающие приход к власти в России различных политико-идеологических сил, в долгосрочной перспективе оказываются вполне соответствующими стратегическим интересам США, правда, с разной степенью. Вместе с тем, нельзя забывать и том, что многие так называемые «объективные тенденции», заложенные в этот анализ, на самом деле являются не такими уж объективными - они представляют собой скорее «узкие места» современной российской государственности, удар по которым при адекватной реакции вполне можно парировать. Задача же противоположной стороны будет заключаться в том, чтобы превратить эти почти виртуальные тенденции в устойчивые тренды.
Четвёртый сценарий? («Империя, вперед!»)
Собственно, четвертый сценарий в тексте доклада не представлен. Однако, сама методология, использовавшаяся при его подготовке, даёт возможность реконструировать четвертый сценарий самостоятельно. Остался вакантным ещё один сектор - место для «нелиберальных интернационалистов». Учитывая рациональность и последовательность англосаксонского мышления, трудно поверить, что они могли про него забыть.
Очевидно, что четвертый сценарий авторы доклада умышленно опустили при публикации как наиболее опасный и неблагоприятный для США, оставив его для служебного пользования. Так давайте же сами попытаемся найти недостающие элементы этой увлекательной головоломки!
Повторно прочитав документ, подготовленный группой Россия-2017, в глаза бросается одна деталь. На странице 4 американские эксперты всё-таки употребляют словосочетание «illiberal internationalism» («нелиберальный интернационализм»), во-первых, для обозначения того общего, что связывает воедино царский и советский периоды отечественной истории, и, во-вторых, для фундаментальной характеристики - и это принципиально! - путинского режима.
За сменой политико-правовых фасадов, начиная с Русского государства Ивана III и российской империи Петра I вплоть до советской государственности Иосифа Сталина, западные советологи всегда безошибочно угадывали действие одной и той же силы - русского народа, наделённого особой вселенской миссией (Москва - Третий Рим), реализовывавшейся в истории в самых парадоксальных формах.
Именно Путин, по мнению авторов доклада, после горбачевско-ельцинского лихолетья восстановил, казалось бы, утраченные линии глубинной преемственности между белым, красным и современным этапами российской государственности. «Нелиберальный интернационализм» - это тайная формула российской идентичности.
С одной стороны, русские всегда были имперским народом, чуждым этническому, национальному чванству, открытым к внешней экспансии, к интеграции в свой цивилизационный проект других народов (отсюда - «internationalism»). «Русский» - это особое состояние духа, которым может преисполниться любой человек.
С другой стороны, архетипы нашего коллективного бессознательного, наши культурные ценности всегда были противоположны западным - соборность/индивидуализм, религиозность/атеизм, правдоискательство/законность, солидарность/эгоизм, социализм/либерализм (отсюда - «illiberal»). Этот мировоззренческий дуализм, истоки которого уходят корнями в разделение церкви на Западную и Восточную, так никогда и не был преодолён. Приняв от Византии в XV веке эстафету хранительницы истинной веры и став «Третьим Римом», Москва упорно отказывается сойти с этого пути.
Именно указанная перспектива, на наш взгляд, и напугала аналитиков из группы Россия-2017. Сквозь внешние либерально-демократические атрибуты современной России («либеральный национализм») они разглядели тревожную тенденцию возрождения имперской по форме и нелиберальной (православно-религиозной) по содержанию линии.
Без этой линии остаётся лишь постельцинская страна, раздираемая борьбой кланов за сферы влияния, беззащитный перед либеральной суггестией Запада народ. Отсюда концепция «путинизма без Путина».
В современной России самый тревожный и непредсказуемый элемент - это Владимир Владимирович Путин, человек, разговаривающий с русской историей…
Полностью здесь -
http://atnews.org/news/smert_putina_chetvertyj_scenarij_dlja_rossii_chto_utaili_i_o_chem_progovorilis_amerik/2012-06-28-3257 Возможно, позже я опубликую также свой комментарий к статье.
Пиар приветствуется.