Не святочное исследование о маятникообразной природе морали
В первой половине XIX века жила в Лондоне большая и дружная еврейская семья. Папа - владелец бизнеса по торговле соломенными шляпами (видимо весьма прибыльного по тем временам), мама вроде бы как художница, но это с абсолютной достоверностью неизвестно. И восемь детишек - Арончик, Абрамчик, Исаак, Сёма, Сильвестр, Ребекка, Бетси и Эллен. Для нас в истории этой семьи интересно то, что трое из восьми детей стали более-менее известными художниками. Начнём знакомство с дамы.
Ребекка Соломон (1832-1886)
Интерес к изобразительному искусству занёс её в мастерскую знаменитого Джона Эверетта Милле. Естественно, не попасть под его влияние, а также под влияние других прерафаэлитов она не могла. Лично я не сказал бы, что я в восторге от её живописи, в моём представлении она эталонно дамская, in Bronte-sisters style. Но не упомянуть Ребекку в этом повествовании было бы совсем невежливо.
Ребекка Соломон. Раненый голубь. 1866
Ребекка Соломон. Лев и мышь: Милосердие-истинный знак благородства.
Ну и название! Вот поди тут разбери, где и что. Кто лев, а кто мышь. Видимо, юноша кроликом хотел закусить, а землевладелец вместо того, чтобы его сослать в Сибирь за такое «ужасное преступление», благородно помиловал из-за ясных, но сейчас залитых слезами глаз дочки. Тошнотворный морализаторский сентиментализм.
Нет, уважаемые, от этого за версту несёт «дамским романом», а я человек грубый и, как говорит моя дорогая супруга, с пробелами в образовании и воспитании по части всякой там «слезоточивой» литературы.
Пора, пора к мужской живописи Соломонов.
Абрахам Соломон (1825-1862)
Из всех живописцев этой семьи Абрамчик был самый старший. Я бы и начал с него, но уступил сестре место из вежливости. В данном случае меня очень заинтересовали две картины.
Абрахам Соломон. В вагоне первого класса. (Подзаголовок: встреча и первое свидание, зарождение чувства). 1854.
Что бы вы думали? Картину сочли неприличной и аморальной! Дескать не подобает настоящему джентльмену пользоваться тем, что отец барышни уснул и «подбивать клинья».
Абрахам Соломон прогнулся под общественное осуждение и создал второй вариант, образцово-показательный
Абрахам Соломон. В вагоне первого класса. (первое свидание). 1855.
Вот тут уже всё как положено в приличном обществе. Сейчас, наверное, читает эту заметку представитель социальной группы «нашиблахачестивыепредкизавещалинам» и одобрительно кивает головой. Что я могу ему сказать? Дурак ты (сказал бы резче, но тут дамы бывают).
Во всём нужна мера, это ещё древние поняли. Мораль штука неплохая и беспорядочные связи ни к чему хорошему не ведут, но перегиб всегда качает маятник в обратную сторону. Иными словами, я за то, чтобы выкинуть из личной жизни всех «представителей общественности» и «блюстителей ндравственности» раз и навсегда. И очень далеко. Викторианская общественность со своей истероидной зацикленностью на чужой личной жизни получила ровно противоположный результат. Переходим к самой трагической части истории.
Симеон Соломон (1840-1905)
Сёмочка (пусть вас, кстати, не коробит от такого написания, а как бы его ещё звали в Одессе или даже в Москве?) был безусловно самым талантливым из всех художников семьи. Старшие брат и сестра ввели его в круг прерафаэлитов. Интересно, что Симеон был единственным из трёх, кто отчётливо слышал в своём творчестве голос крови.
Симеон Соломон. Вынос Торы
Симеон Соломон. Прелюдия Баха. 1868
Конечно, немного слащаво. Прерафаэлиты, подсев на этот наркотик ещё в самом начале, вынуждены были со временем всё больше и больше увеличивать дозу. И очень трудно было удержаться «на грани».
Симеон Соломон. Крещальная процессия коптов.
Симеон Соломон. Аарон, приносящий в жертву первенцев.
Увы, с Симеоном Соломоном случилось то, что иногда случается с детьми из больших еврейских семей. Он перестал слушать маму (в данном контексте шутка горькая). Лондон слишком опасное место для молодых людей. И хотя художник вырос и родился там, но в какой-то момент что-то сломалось. Симеон стал всё больше и больше погружаться в пьянство и разврат. И разврат, увы, не с женщинами. Контролирующая всё и вся викторианская мораль пропустила очередной «расцвет» гомосексуализма в своей цитадели. Маятник сработал. В 1873 году Симеон Соломон был арестован во время свидания с мужчиной в общественном туалете. Самое печальное даже не в тюремном сроке. Ладно, отсидел-вышел, а в том, что как художник С.Соломон кончился. Он почти не пытался вернуться к искусству, предпочитая алкоголь и асоциальный образ жизни. Соответствующим образом отреагировало и общество, произведения Симеона удалялись из коллекций и галерей, а имя его почти на 100 лет было вычеркнуто из истории британского искусства.
Я никогда не скрывал своего отрицательного отношения к гомо-эротике, вызванного в первую очередь эстетическими причинами, по мне всё это влечение мужчины к мужчине и тем более его внешние атрибуты вопиюще анти-эстетичны. Вместе с тем, я всегда был за то, чтобы выкидывать из личной жизни любой «народный контроль». Глядишь, и подобных историй было бы меньше.
Симеон Соломон. Царь Соломон.
Примечание, всех трёх вышеперечисленных художников не стоит путать с четвёртым - Соломоном Джозефом Соломоном (1860-1927), известным представителем английского академизма, который, как мне известно, их родственником (по крайней мере, близким) не являлся.