Мир изобразительного искусства это волшебный фонарь - Laterna magica, подобный тому, что я показывал вам
вчера . Какие только чудеса не увидишь с его помощью, даже до изобретения кинематографа.
Например, представьте себе барышню, основное занятие которой, скажем так… позировать. Из тех, кого обычно называют блондинками вне зависимости от цвета волос. Причём ещё далеко в до-инстаграмную эпоху. Это сейчас гражданки, имеющие в трудовой книжке запись «модель», любят порассуждать о судьбах мира и прогресса. А лет 120 назад такое было категорически исключено. И вдруг находится весельчак (итальянский художник Эжен де Блаас, 1843-1932), который с помощью такой вот барышни берётся решать один из самых сложных естественнонаучных и философских вопросов, волновавших человечество на протяжении столетий.
Эжен де Блаас. Что же было в начале?
А теперь представьте себе человека, при первом взгляде на которого сразу приходит в голову слово «робкий». Робость буквально просвечивает сквозь него, он даже на кресле сидит как-то робко и неуверенно. Представлять автора портрета нет необходимости.
Томас Гейнсборо. Портрет Уильяма Лаундеса. 1771
Но, внимание, этот робко сидящий на кресле человек с робким лицом должен был вызывать трепет у современников. Ибо его должность - аудитор казначейства Его Величества. Вы думаете во времена Георга III нельзя было попасть на виселицу за растрату казённых средств?
Такова она, волшебная сила искусства.