Камень "Кумушка Кума"
Когда пересекаешь подмосковную реку Нерская, пейзаж изменяется. Частые деревни и поля исчезают, вдоль дороги встает густой хвойный лес. Мы оказываемся в Мещере, большая часть которой и сейчас занята лесом и многочисленными болотами, реками, озерами.
Мещера уникальна - здесь самая южная точка северного типа заселения. На мореных островах среди мещёрских болот и ручьев-протоков селились небольшими родовыми деревушками финно-угорские охотники, более плотными группами на больших озерах проживали их сородичи рыболовы - в точности так, как это повсеместно происходило на финно-угорском Севере России.
Две тысячи лет назад предки летописной мещеры, известные под именем людей Рязано-Окской археологической культуры, селились на Оке. Это были суровые финно-угорские воины. В их мужских и женских захоронениях часто встречается военная амуниция. Но на рубеже тысячелетий рязано-окцы уходят с Оки. Есть предположение, что они входили в состав союза протовенгерских племён и ушли от сюда на Дунай. Но не все, часть рязано-окцев ушли за Оку в южную тайгу, названную позже Мещёрой. Почти одновременно с этим событием в бывшие охотничьи и рыболовецкие угодья рязано-окцев хлынул поток переселенцев с юга. Они принесли с собой яркую поволжско-финскую материальную культуру. Это были предки современных эрзян.
Мещёрские древности 11-12 веков из могильников Жабки и Парыкино. Егорьевский район.
Первое упоминание о мещёре в древнерусских летописях содержится в «Повести временных лет» (XI век)
Читать дальше »