«Машкын кузь» - дерево с заломом или «личное дерево» в Северной Евразии и следы мерянского субстрата в культуре русских Костромского края.
В свежей статье В.В. Напольских, опубликованной в Уральском историческом вестнике №2 (83) за 2024 год, нашел, ни много ни мало - свидетельства бытования у мери традиции «личного дерева» а-ля карельско-финское «карсикко» и удмуртское «чыртыё кыз», дошедшие до нас в костромской постмерянской этнографии XIX-XX вв..
Что самое интересное, ядро этой традиции совпадает с территорией распространения субстратной топонимии мерянского типа (ИМЗ), точнее, той ее части, которая сегодня определяется как наследие костромской мери (в отличие от ростовской мери и нижнеклязьминцев-муромы), а общие границы ареала затрагивают часть Вологодчины и Поветлужья.
В.В. Напольских пишет, что:
В Северной Евразии по крайней мере с финального палеолита существовала традиция ритуального оформления хвойного дерева путем обрывания его веток так, чтоб оставить «голову», «шею» и «руки».
Такое дерево делали в память о важнейших событиях в жизни человека, и оно становилось двойником субъекта, в честь которого сделано. Эта традиция была распространена прежде всего у народов урало-юкагирского круга, и реликты ее сохранились в обрядовой прак тике карел и финнов (карсикко), удмуртов и бесермян (чыртыё кыз), юкагиров (орполубэ).
В культуре костромской мери также могла быть представлена эта традиция, возможно, в более редуцированном виде (залом или заворачивание верхушки дерева в память о важном событии).
Этот обычай проник в культуру русского населения Вологодской и Костромской областей в результате ассимиляции мерянского населения. Первоначально он маркировал важные события в жизни людей и, возможно, обряды перехода (реликты такой его функции сохранялись и до недавнего времени). В XVIII-XIX вв. в ходе формирования рекрутской обрядности этот обычай утвердился в указанном регионе как часть проводов в армию. Вероятно, манипуляции с деревом, привнесенные в рекрутскую обрядность из мерянского субстрата, способствовали переносу в этот обрядовый цикл в том же ареале и обычая украшать деревце и вывешивать его под коньком дома, который происходит из славянской свадебной традиции.
Это посильнее драчки в комментах на тему - игра «мерянство» или не игра)))
Подробнее на Merjamaa -
https://www.merjamaa.ru/news/lichnoe_derevo_v_severnoj_evrazii_i_sledy_merjanskogo_substrata_v_kulture_russkikh_kostromskogo_kraja_v_v_napolskikh/2024-11-30-1608 #меря #мифология #финноугры #священноедерево #костромскаяобласть