Леонтий Ростовский и великорусский автохтонизм.

Nov 22, 2020 19:11



Друг Илья Федулов в facebook намедни написал: "Вот думаю о календарной проблеме: Скоро вот Томос дадут. Повизжим-повизжим - а там и Новый год. Потом опохмел до Рождества. А вот дольше-то что? Как дальше жить, чего обсуждать простым россиянам? До президентских выборов еще далеко..."

Предлагаю отвлечься на более жизненные вещи, как-то: реконструкция мещёрского и мерянского языка, краеведение и этноэкология, поиск в себе великорусского автохтонного. Через осознание автохтонности начать налаживать теплые и доверительные отношения с братними народами Поволжья, Скифии и Урала, опять же Фенно-Скандии и Балтии, сколько можно ругаться? Собраться и пройти паломническим ходом от мерянского озера Нёро где наша крещальная купель (На озере Нёро святой Леонтий Ростовский крестил первых мерян положив начало создания великорусской народности) к галичскому Нёрону, и далее через Комельский лес в ледяную Бьярмию. Подтвердить, так сказать, взаимосвязь великорусского, мерянского, словенского да чудского.

*

Кстати, святые Православной церкви до святителя Леонтия - это, в основном, святые "Киевской Руси". Леонтий Ростовский - это первый христианский святой той земли, которую мы сейчас называем Россией. Именно Леонтий положил начало православию на землях Ростово-Суздальской земли - Залесья, и многих святых дала эта благословенная мерянская земля в последующие века ...


В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников - епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.

Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.

*

Советский лингвист-финноугровед, социолингвист, член-корреспондент АН УССР, академик Орест Борисович Ткаченко считал, что:

"Примерно с XI в. начинается христианизация мери, натолкнувшаяся на ее сопротивление и вызвавшая в 1071 г. крупное восстание, сопровождавшееся, по преданию, переселением части мерян к родственникам марийцам. В целях христианизации, по-видимому, осуществляется (св. Леонтием, первым ростовским епископом и его преемниками) перевод богослужебной литературы на мерянский язык (по крайней мере частично) непосредственно с греческого.

Христианизация проводится в основном чрезвычайно толерантно, с максимальной опорой на культурно-этнические традиции мери и с использованием мерянского языка, - в связи с этим должны были, по-видимому, появиться и первые мерянские языковые письменные памятники (возможно, не сохранившиеся), - и поэтому, за исключением первого периода неудач, в общем христианство довольно быстро распространяется среди мерянского населения.

Проникновение восточных славян на мерянские земли носит вполне мирный характер, поскольку меряне, как и славянское население, заинтересованы в укреплении своего союза, а обе части населения, - мерянское и славянское, - во всех слоях удачно дополняют друг друга. Отсутствие каких-либо конфликтов объясняется, по-видимому, полной равноправностью обеих частей складывающегося на территории Владимиро-Суздальской (Московской) Руси, бывших мерянских землях, древнерусского общества.

Мирный и взаимовыгодный финно-славянский (древнерусский) симбиоз приводит ко все более тесному срастанию общества, его консолидации во всех частях.

Постепенно в этом симбиозе начинает преобладать не мерянская, а славяно-русская этноязыковая основа. Однако мерянский элемент растворяется в славяно-русском не бесследно и не безрезультатно (и не только в языковом отношении). Он накладывает свой отпечаток на поселившейся на мерянских землях части славянских племен. Вместе с влиянием других финно-угорских племен, растворившихся полностью или частично, - мещере, муроме, веси, заволоцкой чуди, води, ижоре, части мордвы, мерянский элемент объективно способствовал ее выделению из древнерусского этно-языкового единства и превращению в отдельную - великорусскую народность, а затем нацию."

*

Вот где наш великорусский Томос! Вот где спасение наших душ! Яндра Леонтай Ростовлан, Юмалал мись кумалат! Святой Леонтий Ростовский, моли Бога о нас!

Иллюстрация: Андрей Малышев-Мерянин "Проповедь св. Леонтия Ростовского ростовским мерянам" 2018.

мерянский, этнофутуризм, финно-угры, меря, меряния, великороссы, андрей мерянин, финноугрия

Previous post Next post
Up