МЕРЯНСКИЙ ЁЛС, ΔΙΆΒΟΛΟΣ, И ПРОБЛЕМА РОСТОВСКОГО ВЕЛЕСА.

Nov 17, 2020 14:40





Языческие  боги, в частности Велес, не частые гости на страницах древнерусских  документов. По большей части он упоминается в землях Киева и Новгорода и  Ростов Великий единственное место в мерянском Залесье, где он  засвидетельствован. В житии Авраамия Ростовского сказано: «Чудский  (мерянский) конец (Ростова) поклонялся идолу каменну, Велесу». В ходе  своей проповеднической деятельности Авраамий «борется с Велесом» и в  конце уничтожает его «идол каменный», что находит свое отражение в  иконографии святого.

В «житии» это описано так: «Видев же  преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах единаче  растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий (Чудской) конец  бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием  бесовским. Бе же во идоле бесу злу живущу и страшилища злы и мечты  творяща своим омрачением, яко близ его никтоже возможе путем тем ходити,  аще пад не поклонится ему. Преподобный же Авраамий, видев сицевую злую  прелесть в несмысленных человецех. И огорчися духом зело, и возревновав  по Господе Бозе Вседержители, якоже древле пророк Илия.»



Как  видно, не взирая на наличие предыдущих епископов, Ростов, в начале ХI  века совсем не был средоточием христиан и подавляющее большинство  местных жителей (если не все) оставались язычниками. Далее «житие»  Авраамия повествует «о чудном видении ему апостола Иоанна Богослова,  который дал ему жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола Велеса». В  память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна  Богослова.

Был ли это литовско-латышский Vels - Velnias,  древнерусский северный Велесъ, южный Волосъ, или некий автохтонный  мерьский дух, которого мы знаем по верхневолжской этнографии под именем  Ёлс, Йолс («нечистый дух, чёрт, леший»), житие, написанное в XV веке,  умалчивает…  
Учитывая, что церковные книжники в позднем  средневековье, а «житие» Аврааимя датируется XV веком, с названием  языческих божеств не особо «заморачивались», вспомним хотя бы «Слово о  трёх святителях» в котором «Хорс -жидовин, а Перун -эллин», вопрос о  семантике ростовского Велеса, и его первоначальном имени, как минимум  дискуссионный.

Остановимся на этом подробнее.
http://www.merjamaa.ru/news/merjanskij_jols_di_bolo_i_problema_rostovskogo_velesa/2020-11-17-1504

мерянский, Древняя Русь, этнофутуризм, меря, Андрей Мерянин, этнография, Ростово-Суздальская русь, Авраамий Ростовский, язычество, Ростов Великий

Previous post Next post
Up