моё интервью Еженедельнику "Шанс"

Jul 17, 2013 23:18



Наверняка оранжевые флаги оппозиционного движения «Солидарность» многим запомнились по самому массовому митингу в новейшей истории Хакасии - митингу против строительства в Абакане кремневого завода в 2010 году. Помните вы, наверное, и лидера этого движения - молодую и мужественную Марию Яблонскую, которая потом не боялась выходить на площади города и выступать за честные выборы. Теперь «Солидарность» является частью Партии народной свободы (ПАРНАС) и намерена добиваться мандатов в Верховном Cовете Хакасии. О пути в политику, проколотых шинах, деньгах Госдепа и партийных надеждах Мария рассказала в интервью ШАНСУ.

Вопреки

- Откуда такая Маша Яблонская взялась? Зачем ты пришла в политику?

- Я коренная совсем. Родилась в Хакасии, родители здесь еще со студенческих времен. Образование получила в нашем Хакасском университете. Думаю, что и сын мой, ему уже почти 17 лет, будет учиться здесь. Я люблю Хакасию, на мой взгляд, это край редкой природной красоты и исторической уникальности, и будущее моей семьи я вижу только здесь. Что касается политики, она всегда была мне интересна. В 2007 году, я немного была связана с СПС, хотя членом этой партии не была. Работала на региональных выборах в Омске, Красноярске и на думских в Алтайском крае, как политтехнолог, отвечала за организацию агитационной сети. Вот тогда-то я впервые столкнулась с давлением со стороны официальной власти. Незаконно изымались тиражи листовок и газет, агитаторов от СПС в СМИ объявляли больными СПИДом, люди которые вешали на балконы растяжки «Я голосую за СПС» получали разбитые окна. А потом, во время антикремниевого противостояния я узнала, что такое давление на твой бизнес. У меня в то время был небольшой салон красоты и несколько автомоечных станций, в общем я была обычным коммерсантом, который просто не мог мириться с политикой государства. Власть в ситуации с кремниевым заводом серьезно «перегнула палку», и серьезно просчиталась. Еще старик Ньютон доказал - чем сильнее действие, тем сильнее противодействие, теперь мы знаем, у Абакана есть характер.


- То есть, антикремниевую кампанию ты начала организовывать, как обычный рядовой гражданин?

Совершенно верно. Мы работали вместе с депутатом городского совета Татьяной Чередниченко и, собственно, с газетой ШАНС. Тогда еще о «Солидарности» не было речи. Надо сказать, что мы ведь много куда обращались за поддержкой, огромное количество организаций и политических партий. Я лично писала и в программу «Человек и закон», и в «Неделю» Марианны Максимовской - везде был отказ, хотя на тот момент нам удалось собрать уже более трети подписей горожан против строительства завода. Тема друзей Путина, в частности, Дерипаски, была под жесточайшим запретом. В этой ситуации выход был один - обратиться к реальной оппозиции. Мы написали Борису Немцову, обращение подписали более 300 человек. Написали, что не можем найти поддержки извне, а варясь в собственном соку мы можем просто захлебнуться. И Немцов ответил. В итоге, как вы знаете, он прилетел, и о нашем митинге рассказали федеральные и даже зарубежные СМИ. Тогда мы победили и это была победа людей, простых горожан, над системой. Если вы помните, до митинга власть нас называли клоунами, а после митинга риторика резко изменилась, власть начала активно выступать против завода. После митинга костяк нашей организационной группы поголовно вступил в «Солидарность». В нашем понимании, это была единственная сила, которая способна противостоять государственной машине. После мы провели учредительную конференцию, создали региональное отделение, а меня люди избрали председателем. Потом «Солидарность» влилась в ПАРНАС, сейчас нас в Хакасии более 1,5 тысяч человек.

- А почему не было других партий на митинге?

- Были приглашены все политические партии. Должны были быть и коммунисты и справедливоросы и ЛДПР и «Яблоко». Мы и «Единую Россию» приглашали. И нужно сказать, что рядовые члены партий очень активно помогали в организации, а вот руководство региональных отделений с партийной символикой выходить побоялось и поэтому на митинге получилось оранжевое поле, хотя оно должно было быть разноцветным.

- Ты упомянула, о том, что на тебя оказывалось давление? Как это выглядело?

- Ну, во-первых, это угрозы, угрозы мне и моей семье. Телефонные звонки, письма. Когда мы организовывали антикремниевый протест, я была вынуждена отвезти сына в другой город на несколько месяцев. Во-вторых, бизнес пришлось просто на просто продать, работать под таким прессом было невозможно. На момент регистрации партии ПАРНАС в Хакасии, началась вторая волна давления - мне пропарывали шины, опять пошли записки с угрозами расправы мне и моей сестре. В полицию я, конечно, написала заявление, получила от них отписку какую-то. В ноябре прошлого года, уже во время организации митинга против разработки Аршановского угольного разреза, и в подставное ДТП попадала, когда встречала эколога Женю Чирикову, прилетевшую нас поддержать, и фантой нас с ней с ног до головы обливали, так что потом шубу пришлось выбросить. В общем, нескучная жизнь у российских оппозиционеров. А если серьезно, это проявление слабости власти, других аргументов у нее нет, ведь правда на нашей стороне.

Мало известное название ПАРНАС..????

РПР-ПАРНАС или «Республиканская партия России - Партия народной свободы» единственная политическая партия в стране, зарегистрированная вопреки желанию власти, а именно по решению европейского суда. Доклады «Путин. Коррупция», «Жизнь раба на галерах», «Зимняя Олимпиада в субтропиках» - разоблачающие коррупцию и воровство государственных средств в ошеломляющих масштабах, продвижение «Закона Магницкого», проведение общественного расследования по событиям в Москве 6 мая 2012, когда в результате провокации власти за решеткой оказались почти два десятка участников разрешенного митинга - то, что делает ПАРНАС на федеральном уровне. Антикремниевая протестная волна, акции протеста против фальсификаций на выборах, против произвола в отношении предпринимателей, борьба против разработки угольного разреза Аршановский - то, что делает ПАРНАС в Хакасии.

Плевок от потомков

- О докладах. ПАРНАС выпустил очередной доклад о хищениях при строительстве олимпийских объектов в Сочи. А эти материалы вообще до людей-то доходят?

Конечно, хотелось бы, чтобы информация эта распространялась более широко. Но, как говорится, у нас в России только две партии - партия интернета и партия первого канала. В условиях, когда СМИ под давлением, кроме как передавать эти материалы из рук в руки, никак не получается. Если предыдущие доклады Немцова как-то цитировались в прессе, то новый доклад «Зимняя Олимпиада в субтропиках» - табу. Даже газета «Коммерсант» которая всегда уделяла внимание нашим докладам, молчит. Сейчас этот доклад переводят и публикуют в разных странах мира, но в России он под запретом. Мы, безусловно, будем его распространять, через пару месяцев, наверное. Нужно, чтобы люди знали, что происходит на самом деле. Просвещение людей, не имеющих, альтернативных источников информации, того же интернета, - это первостепенная задача ПАРТИИ.

- Очень многие люди считают, что вся ваша деятельность проплачена пресловутым госдепартаментом США. Вот ты в Хакасии на какие деньги организовываешь, например, митинги?

- Все разговоры о проплаченных акциях - полнейшая чушь. Если бы хоть один доллар упал на счета откуда не следует - из этого раздули бы такой скандал! уже разогнали, посадили бы всех, поверьте. Тем более сейчас - на фоне антишпионских законов. Что касается нашего регионального отделения, то это деньги предпринимателей, личные деньги, деньги активистов. Помощь, которую нам оказывают предприниматели, она тоже по ситуации. У нас нет стабильного спонсора, жертвователя, деньги которого позволяли бы реализовывать проекты, которых в голове масса. А вообще, хочу отметить, что наши мероприятия - те же митинги, стоят очень и очень недорого: нам же не нужно платить людям, чтобы они пришли. Если они приходят, значит приходят только по своей воле.

- У тебя есть ответ на вопрос, почему ваши митинги так малочисленны?

- Да. К огромному сожалению, акции протеста малочисленны, это так. Во-первых людям просто не хватает информации, ну и страх, конечно же. В общество уже окончательно вернулся страх. Страх открыто высказывать свое мнение, страх критиковать власть, страх потерять работу и бизнес. Мне люди часто говорят: да я полностью согласен, голосовать за вас пойду и доклады ваши знакомым раздам, но только ты меня нигде не упоминай. Как сказал Шевчук: «Борьба за свою душу со своим страхом»… Страх и апатия. Сложнее всего переломить человеческую апатию. Вы понимаете сколько нас, тех кто сидит на кухнях, и говорит, что я на выборы не пойду, потому что от меня ничто не зависит. Есть отличное изречение: «бессилие миллионов порождает произвол единиц». Как же не зависит, а кремневый завод, тот же? В масштабах страны нас миллионы и мы такой козырь власти даем сидя дома - делай что хочешь! Тот же Аршановский разрез. По оценкам независимых экспертов две трети населения республики могут попасть в этот экологический ад с испорченной водой. Ради чего? Ради того, чтобы коллективный «шувалов» набил себе карманы? Для этого мы вытряхиваем свою землю, все глубже превращаясь в сырьевой придаток. Мы считаем, что этот разрез будет катастрофой для республики и в перспективе, если разработка рассчитана на 130 лет - наши дети и наши внуки еще плюнут нам вслед за то, что мы сидели и молчали, за нашу трусость. Я думаю, что жить в этой системе координат мало того, что противно, уже невозможно. И поэтому, мы намерены идти на выборы. В парламенте должны быть люди, которые смогут встать, выпрямить спину и сказать - нет.

Не быть довольным

Итак, Партия народной свободы намерена участвовать в парламентских выборах в сентябре и с какой программой вы пойдете на выборы.

- Программа, я думаю будет озвучена в свое время. Сейчас скажу лишь о некоторых наших намерениях. Мы считаем, что в Хакасия крайне нуждается в административной реформе, нужно всерьез взяться за сокращение чиновничьего аппарата. Вы представляете, у нас на 100 тысяч человек 183 чиновника, в Челябинской области, к примеру, всего 73. Это данные рейтинга качества жизни в российских регионах в 2012 году - где на Руси жить хорошо. Рейтинг опубликован государственным, я подчеркиваю это, агентством РИА Новости. В Москве на 100 тысяч человек 180 чиновников. Но Москва-то на первом месте в этом рейтинге, а мы на 62! По уровню доходов населения - на 72, а на 1 марта 2013г. по данным Минфина РФ Хакасия занимает уже 80 место в России и последнее в СФО, причем за аналогичный период прошлого года Хакасия снизила значение подушевого показателя с 5008,9 рублей до 3174,8рублей. По показателю «здоровье населения и уровень образования» - на 66 месте, а по «развитию предпринимательской инициативы» на -78. Учитывая огромный долг перед государством 6,6 млрд. рублей совершенно очевидно, что власть не эффективно работает. Но по удовлетворенности населения работой власти мы в этом рейтинге на 14 месте! Вот это меня просто шокировало. Что с нами? Как мы можем быть удовлетворены такой жизнью? А так, что все это действия государственной пропаганды, с утра до ночи твердящей, как в республике все хорошо. Ради своего пиара власть идет на многомиллионные расходы, но не находит буквально копеек на другие цели. Ежегодно в Хакасии проходит первенство республики по самбо среди школьников. Этот турнир традиционный, его даже во время Великой Отечественной войны проводили, ребятишек поддерживали. В этом году в бюджете не нашлось 54 тыс. рублей на проведение мероприятия. Позорище. Кстати, положение спас независимый депутат Олег Альбертович Иванов, оплатил расходы из собственных средств, турнир состоялся.

Один из основных приоритетов - развитие предпринимательства, потому, что в отличие от государства, которое только и умеет, что недра продавать, предприниматели, производят продукцию для жизни людей, создают рабочие места, практически из воздуха своим трудом создают источники дохода бюджета региона. Я считаю - стал человек предпринимателем, три года его вообще никто не имеет права трогать. Пока он становится на ноги - не подходи к нему. Никаких налогов. Все, что нужно требовать от предпринимателя - создание рабочих мест. А через три года глядишь - человек на ногах, создал уже не 10, а 30 рабочих мест, клиентов наработал - вот тогда и берите с него. Вопросов масса, и по защите собственности, и по обеспечению реальной конкуренции. Я считаю, что мы нужны в парламенте, очень нужны. Чтобы это покрытое тиной законодательное болото будоражить, чтобы переломить это всеобщее удовлетворение, информировать людей, инициировать законопроекты, которые стимулируют к действию гражданское общество. Замечательная по сути инициатива принята недавно - рассматривать в Госдуме вопросы, собравшие в интернете более 100 тысяч подписей. Почему бы в Хакасии не принять аналогичную норму - вышли на митинг, условно 500 человек - рассмотрите проблему в парламенте. Для людей, которые перестали верить, во что бы то ни было - это может быть стимулом выражать свое мнение, а не сидеть тихо на кухне. То же ЖКХ взять. Почему депутаты не контролируют деятельность управляющих компаний? Они для чего нужны эти депутаты? Они должны представлять интересы граждан и гражданский контроль еще никто не отменял. А возглавить движение гражданского контроля может и должен депутат. Хочется откровенно сказать, что не хватает нашей партии депутатских полномочий, чтобы действовать более решительно, более эффективно. Начиная с вопросов экологии, которые касаются каждого человека независимо от политических предпочтений и заканчивая вопросами свободы конкуренции, защиты собственности, защиты от судебного произвола. Есть отличный анекдот: старый еврей ходит по городу и расклеивает чистые листы. Его спрашивают: «почему на листах ничего не написано?» и старик отвечает: «а о чем говорить, ведь и так все понятно» Хочется обратиться к нашим потенциальным избирателям, которым «и так все понятно» - дайте возможность, тем у кого есть силы и желание, отставать ваши интересы. Я убеждена - Хакасия достойна лучшего.



откровенно, мое интервью, Хакасия

Previous post
Up