Sep 06, 2024 10:56
Отвечая на вопрос "Что плохого было и есть в советской и российской школе?" написал френду коммент, который, как мне кажется, имеет право быть отдельным постом:
(1) Советская школа была начальной, по сути своей, то есть именно первые три класса работали хорошо, учили читать писать и считать. (2) С 4 класса образование становилось практически опциональным, то есть зависело только от степени настойчивости ученика и родителей, а бездельник свою тройку и аттестат получал в любом случае. (3) Ролевая социальная модель вбивалась крепко и как правило соответствовала социальному слою ученика (4) работала довольно толковая система специальных школ, фильтровавших перспективных детей для важных с точки зрения государства отраслей науки и спорта
(1) В российской школе ориентация на начальную школу сохранилась, она по-прежнему работает хорошо (2) науки с 5 класса и старше стали знать гораздо лучше, как из-за появления множественности программ, так и из-за доступа к образовательным ресурсам онлайн (3) социальные модели школы заметно отличаются от социальных моделей среди родителей, что скорее всего говорит о приближающейся трансформации общества страны (4) в конце 1990-2010х годах был заметный провал в компетентности педагогов, на мой взгляд это было связано как с ухудшением их оплаты труда, так и с открывшимися возможностями заработка для умных женщин (5) специализированные физмат и спорт-школы по-прежнему работают, довольно эффективны (6) у педагогов и родителей из-за изменений законодательства про детей заметно уменьшился арсенал воздействия на учеников, особенно мер принуждения.
Отдельно хотелось бы отметить заметно выросший по сравнению с СССР средний уровень владения письменным русским, но это заслуга не школы, а социальных сетей и мессенджеров, так как современный подросток, не умеющий их читать и в них писать, просто не существует с точки зрения сверстников.
Также хотелось бы отметить как замечательное достижение появление института единых национальных экзаменов в 9 и 11 классе. Впервые ко всей стране была приложена единая линейка и многим педагогам не понравилось, как стали выглядеть результаты их работы. Острую ненависть к ЕГЭ объясняю себе этим как минимум наполовину, а на вторую половину - исчезновением системы взяток при зачислении в модные университеты. Сам же экзамен ЕГЭ по профильной для меня математике считаю одним из лучших в мире (я имею возможность сравнивать, так как готовлю к нескольким зарубежным).
Про подушевое финансирование российских школ, привязанное к ученику: (1) Подушевое финансирование в городах привело к укрупнению школ, слиянию ранее независимых школ в монстров, объединяющих по 5-6 и больше зданий с их учениками. Укрупнение делается в административной борьбе директоров за бюджетные деньги, в городском отделе образования, то есть спорить с этим родители не могут. Директор такого монстра располагает заметными деньгами и довольно свободен в распоряжении ими. Явление не исследовано (2) В селах уменьшение количества детей (и соответствующего финансирования) ставит школу на грань закрытия, а без школы любое село быстро умирает, так как уезжают семьи с детьми. Решение было найдено в Поволжье и быстро распространилось на всю страну: в сёлах стали массово усыновлять детей из детдомов, появились семьи, где детдомовских половина и больше. Исследовалось фондом "Хамовники", на сайте есть толковые статьи на тему.
О мелкой моторике и развитии мозга. В современной российской школе и детсаде слабеют занятия, развивающие моторику пальцев: лепка, рисование, прописи, уроки труда. Отчасти этот провал компенсируется умениями детей по написанию слов путём набора букв на смартфоне, но совсем не в той степени, в какой хотелось бы. Существуют фундаментальные аргументы за сохранение тренировок мелкой моторики в детсаду и начальной школе, эти аргументы гораздо лучше меня знают и понимают специалисты, занимающиеся развитием мозга в сенситивный период. У китайцев и японцев такую роль играют иероглифические прописи и обязательные во многих семьях занятия скрипкой или фортепьяно. Связать этот факт с первыми местами именно этих культур на математических олимпиадах мне мешает только отсутствие специализированного нейрофизиологического образования.
institutions,
ege,
russian