У людей довольно часто без спроса забирают их собственность. Обычно государство считает это уголовщиной и с незапамятных времён карает, в зависимости от состава:
у древних шумеров, например, если пожарник, "пришедши тушить огонь, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то его бросают в этот [же] огонь". По словам
хадиса Булг аль-Марам пророк Мухаммед считал, что вору "надлежит отрубить руку только в том случае, если он украл четверть динара или более того". В принципе, уголовное право в разных странах не очень далеко ушло от этих идей, неизвестно ещё, что гуманнее: десятку на зоне за особо крупный или оттяпать руку и свободен. Так или иначе, но собственность государство старается охранять.
Однако иногда эта идея даёт сбой, государство сходит с ума и позволяет грабить своих граждан или само затевает грабёж. Разумеется, при этом говорятся красивые слова, типа "
мир хижинам, война дворцам" или "
вынужденная мера военного коммунизма". Тем, кого грабят, от этих слов легче не становится, эмоции можно себе вообразить, что у репрессированного в опричнину боярина, что у развёрстанного комбедом кулака-мироеда. Реакция тамбовских крестьян на продразвёрстку обогатила нас фразой "волк тамбовский тебе товарищ", которой крестьяне напутствовали комсомольских активистов, отправляя их голышом в лес. Ограбленные в 1939 году коллективизацией, крестьяне Западной Украины в 1941 встречали наступавших немцев хлебом-солью и цветами, как освободителей. Так выглядит реакция нормальных людей на сошедшую с ума державу.
Но с державой, увы, спорить трудно: что
антоновщина, что
бандеровщина закончились расстрелами и лагерями, советских детей учили собственность презирать, быть выше материального, любить партию и быть готовым к борьбе за дело. Совсем бомжей воспитать из нас, конечно, не вышло, мешали бабушкин дом в деревне, семейная история и дача. Но страх перед собственностью на землю и неприязнь к богатым людям сидят во многих из нас очень глубоко. Пример государства оказался заразителен, разрушение идеи собственности в умах оказалось гораздо хуже самих конфискаций. Воспитанное большевиками, общество пожимает плечами, когда городская власть громит палатки мелких лавочников или маски-шоу выносят серверы у интеграторов. Это же общество удовлетворённо кивает, когда парламент просто так конфискует собственность бывшего президента, а полиция игнорирует разграбление особняков сбежавших чиновников.
Любая санкционированная государством бессудная и неоправданная конфискация подрывает моральные и правовые основы, это аксиома. Конфисковать что бы то ни было можно лишь для компенсации причинённого ущерба, а ущерб должен быть доказан. И никакая моральная правота не может быть оправданием грабежа. Очень показателен давний спор, происходивший между двумя видными украинцами:
генералом Деревянко и
экономистом Ладежинским. Дело было в 1946-1948 годах, когда американское оккупационное командование проводило в Японии аграрную реформу. Оба спорящих были согласны, что пара десятков благородных японских семейств владеющих всеми плодородными землями - это перебор. Но решения они предлагали разные: генерал Деревянко, представляя советскую точку зрения, говорил что землю следует бесплатно конфисковать у богатых и бесплатно же разделить между бедными; Вольф Ладежинский, сотрудник американского Минсельхоза, предлагал земли у японских помещиков выкупить и крестьянам продать, на условиях длинного льготного кредита. Разница была лишь в уважении или неуважении к праву собственности. Победила точка зрения Ладежинского, японские феодалы посчитали выручку за земли и стали японскими промышленниками, японские холопы стали фермерами-собственниками. Никто не убегал за границу, спасая активы, никто не жёг усадьбы. Реформа создала в Японии формализованную систему оборота имущества и заложила основы будущего "экономического чуда". Ну а что наделала в 1917-1922 годах конфискация и бесплатная делёжка земли в головах бывших подданных Российской империи мы все помним.
Украинская нормативная база рождена в недрах СССР, националистический переворот 2014 года не затронул сути институтов: они осталась по своей сути глубоко советскими, то есть номенклатурными, отрицающими законность и собственность. Очень показательно что одним из актов первого дня победы Евромайдана была идиотически лаконичная
постанова ВРУ "Про повернення резиденції "Межигір’я" у державну власність". То есть, просто бесплатная конфискация у проигравшего, он же проиграл.
Только продолжение нормотворческого процесса вокруг защиты собственности, детализации прав на имущество (пучок прав собственности) и формализации её оборота могут превратить нас из Зимбабве/Папуасии в нормальную страну.