Статейка тоже моя, несмотря на псевдоним. :))) Из серии про подводников
ОТ ЛИНКОРА «МАРА» ДО С-104
Первым местом службы Василия Андриановича Тураева стал линкор «Марат» - легендарный корабль, сыгравший огромную роль и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну. В гражданскую он назывался «Петропавловск» и был одним из центров Кронштадтского мятежа, а во время блокады линкор обеспечивал защиту Ленинграда с воздуха. Но о том, что будет через десять лет, Василий Тураев, направленный на «Марат» в 1931 год после окончания Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, еще на знал.
Сухопутное детство
Он родился в селе Нижняя Мосоловка - тогда оно находилось в Липецком уезде Тамбовской губернии, Липецкой области, конечно же, в 1907 году еще не было. Родители были крестьянами, к флоту в семье никто отношения не имел. Жили бедно, и уже в восьмилетнем возрасте Василий пошел работать - в железнодорожные мастерские. Рано остался сиротой. Ни о какой учебе речи даже не шло.
Учиться он начал в 1917 году - после Октябрьской революции положение детей изменилось, были введены ограничения на детский труд. Василия вместе с братом Георгием направили в детский дом, где он и получил начальное образование, а заодно и две очень нужные профессии, с которыми вполне можно было прокормиться - он научился слесарному и сапожному делу.
Однако, выйдя из детдома в 1921 году, стал работать наборщиком в типографии. Да где он только ни работал! Был и слесарем на сахарном заводе, и рабочим на табачной фабрике. Еще в детдоме вступил в комсомол, а на сахарном заводе возглавил комсомольскую организацию.
Потом его направили на курсы пионервожатых. Стал работать с детьми в деревне Конь-Колодезь Воронежской области. И продолжал учиться - на сей раз в школе сельской молодежи.
В 1925 году поехал в Москву с надеждой поступить в военное училище. Правда, хотел он быть не моряком, а летчиком. Но в летное училище его не взяли по состоянию здоровья. Он остался в столице, начал работать на сахарном заводе, поступил на рабфак - это было что-то вроде курсов для поступающих в высшие учебные заведения. Поступить туда могли не все, но детей рабочих и крестьян на рабфак принимали, и это была дорога к высшему образованию. Был активным комсомольцем - и именно от заводского комитета ВЛКСМ его направили учиться в Ленинград, в военно-морское училище, которое Василий Андрианович и закончил пять лет спустя. В училище вступил в ВКП (б). И получил назначение на линкор «Марат».
Стать подводником
Так уж получилось, что Василий Андрианович всю жизнь учился. Казалось бы, у тебя в кармане диплом офицера ВМФ, о котором крестьянский мальчик из Тамбовской губернии даже мечтать не смел. Но учиться ему нравилось. И после училища, в 1932 году он окончил специальные минные классы. И его направили на Черноморский флот, на подводную лодку А-3 - командиром БЧ-3. И снова новые знания - на сей раз в Учебном отряде подводного плавания.
Его назначили помощником командира подводной лодки «Марксист», а уже через год он получил под командование свою лодку, М-52.
В боевых условиях
В 1941 году Василий Андрианович уже снова был на Балтийском флоте - в качестве командира самой современной подводной лодки С-12. Он принял ее прямо с завода. Строили ее в Ленинграде. Вообще-то эта лодка была предназначена для Северного флота, но ситуация сложилась по-другому.
В сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда. Флот фактически оказался заперт. Лодка осталась на Балтийском море и начала проходить курс боевой подготовки.
В первый боевой поход С-12 лодка вышла 19 сентября 1942 года. Она пошла на прорыв минных заграждений и противолодочных рубежей, чтобы прорваться в центральную часть Балтийского моря. В самом начале похода лодка получила серьезные повреждения. Вышли из строя половина элементов аккумуляторной батареи, были повреждены наружные крышки торпедных аппаратов. Из-за полученных повреждений лодка оставляла масляный след. Но задача была выполнена, и с 28 сентября «С-12» приступила к патрулированию в назначенном районе.
Лодка не только патрулировала район, она попыталась атаковать немецкие корабли. Первая атака была не очень удачной - сопровождающие немецкий конвой миноносцы заставили подлодку отойти. Это было 29 сентября, а в последующие дни С-12 встретила немецкий отряд кораблей во главе с линкором «Шлезиен». Советские моряки попытались выпустить торпеды, но не смогли этого сделать - заклинило крышки торпедных аппаратов.
5 октября С-12 атаковала конвой северо-западнее Мемеля. Но из-за задержки выполнения команды «Пли» выпущенные торпеды прошли мимо. 5 и 6 октября лодка атаковала еще два вражеских судна. Она и сама становилась целью атак - немецкие сторожевые корабли ее постоянно пытались уничтожить.
Первый успех пришел 21 октября, когда С-12 атаковала вражеский конвой из трех транспортов и четырех кораблей охранения. Две торпеды поразили транспорт, получивший серьезные повреждения.
27 октября советской подлодке вновь сопутствовал успех - она атаковала конвой из семи судов и шести кораблей охранения. Торпеда попала в корму транспорта, перевозившего солдат вермахта. Для своего спасения, поврежденный пароход сел на мель. Германские сторожевики контратаковали лодку, сбросив на нее 44 глубинные бомбы.
Утром 9 ноября С-12 легла на обратный курс на базу. Путь был нелегким. 11 ноября лодка дважды подрывалась на противотральных устройствах, в результате чего получила повреждения корпуса и приборов. К вечеру 18 ноября 1942 года С-12 благополучно вернулась в Кронштадт, завершив самый продолжительный поход советской подводной лодки за Великую Отечественную войну. В море экипаж был 62 дня. Лодка прошла 4 960 миль, из них 1 774 мили под водой.
На Северном флоте
В июле 1943 года Тураев был переведен на Северный флот, где принял под командование сначала подводную лодку М-108, а затем М-200 («Месть»). В период с декабря 1943 года по начало марта 1944 года, М-200 под командованием В.А. Тураева выполнила три боевых похода. Во время второго, при зарядке батареи, лодка была обнаружена и атакована немецким сторожевиком, но сумела оторваться от преследования, и вернуться на базу.
С февраля 1944 года и до конца апреля 1945 года В.А. Тураев командовал подводной лодкой С-104. На его счету - пять боевых походов, патрулирование коммуникаций в Баренцевом море. 20 июня, во время третьего похода, атаковала торпедным залпом сразу три цели - транспорт, сторожевой корабль и тральщик. Попали все торпеды, но потопить удалось только сторожевой корабль. В октябре 1944 года, прикрывая с моря наступление советских войск в Петсамо-Киркенесской операции, С-104 обнаружила и атаковала вражеский конвой из трех транспортов и девяти кораблей охранения. Лодка потопила немецкий транспорт водоизмещением в семь тысяч тонн.
За месяц до конца войны лодку отправили на ремонт. А в конце мая за успешные болевые действия экипаж был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Всего же Тураев в годы войны участвовал в девяти походах, провел двенадцать торпедных атак. Противнику был нанесен существенный урон.
Под мирным морем
После войны Василий Андрианович продолжал службу на подводном флоте. Он был начальником штаба бригады кораблей, командиром Охраны водного района Свинемюндской военно-морской базы, начальником Учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота, уполномоченным Балтийской группы Государственной приемки кораблей ВМФ. Его служба не осталась незамеченной. Он был награжден орденом Ленина, пятью орденами Боевого Красного знамени, орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Последние годы жил в Ленинграде, где и скончался в 1966 году. Могила его находится на Шуваловском кладбище, а на доме 12 на Наличной улице, где он прожил много лет, установлена мемориальная доска.
Все дальше в прошлое уходят не только военные годы, но и благополучные шестидесятые. Те, с кем вместе служил Тураев, в большинстве своем уже покинули этот мир. Но российский флот не только выжил в самые трудные годы - он продолжает развиваться. Появляются новые подводки и корабли, управляют ими молодые офицеры… Время идет. Но будущее всегда основано на прошлом, и это называется традицией. Традиции российского флота формировали выдающиеся офицеры, одним из которых был Василий Тураев - крестьянский сын из тамбовской деревни.
Марина Петрова