Статейка моя про четверговый слет в Кандикюле. Ну, вообще - ожила я после этого слета. Было очень-очень интересно, даже то недолгое время, что мы там пробыли. Картиночки я выкладывала уже, ищущий да обрящет, а на для привлечения внимания пусть Коломенский и будет. Сам виноват. Там еще кусок Курячего торчит слева, если что
Песни над Серым морем
Летом в Ленинградской области обычно проходит несколько бардовских фестивалей. «Ингрия», «Лесной концерт», фестивали во Всеволожске, Приозерске, Волхове, Сясьстрое - какие-то проходят каждый год уже много десятилетий, другие - когда есть возможность и желание. Но обязательно несколько - каждое лето. Каждое, но не нынешнее.
В этом году состоялся только один - «У самого серого моря» на базе отдыха «Кандикюля».До последнего момента было непонятно, состоится он или нет - поэтому петербургский клуб «Четверг» это событие и не афишировал.
В конце концов решили провести - и все получилось на высшем уровне!
Потому что в нужное время и в нужном месте оказалось множество очень интересных людей.
С руководителем клуба «Четверг» Дмитрием Коломенским я не соглашусь только в одном - Балтийское море вовсе даже не серое, хотя именно таким его чаще всего изображают на картинах. Оно серебристое, и принимает оттенки то голубые, то фиолетовые, и даже зеленоватые, как на юге. Но на эмблеме, которая висела на сцене, море было именно таким, как нужно - самое что ни на есть Балтийское.
На берегах которого происходят разные чудеса.
Слет проходил второй раз, а родился, как и многие другие подобные мероприятия в нашем регионе, из фестиваля «Ингрии». «Четверг» много лет в нем участвует, но вот несколько лет назад на стоянке клуба оказалось настолько интересно, что просто не успели перепеть всего, что хотели. И тогда Софья Попова произнесла самую простую фразу: «Нам нужен свой слет». Думали-то об этом многие, но вслух сказать как-то не получалось, а тут все, что было на душе у всех, оказалось произнесенным. И тут уж никуда не денешься. Сказано - должно быть сделано.
И стали думать, где. Базы отдыха в окрестностях есть, но условия не всегда подходят. Поэтому и решили - а почему не в «Кандикюле»? База прекрасная, руководство к бардам уже привыкло благодаря слету «Ингрии», понимает, что ничего плохого от таких постояльцев не бывает. Лето длинное, подходящий незадействованный выходной найдется. Вообще-то чем больше культурных мероприятий проходит на той или иной территории - тем ценнее сама территория, это общеизвестный факт. Тем большее что сравнивать эти слеты совершенно бессмысленно, настолько они разные. Каждый хорош по-своему. Так что идею «Четверга» можно только приветствовать - кстати, на субботнем концерте было несколько местных жителей, каким-то таинственным образом узнавших о событии, и любители авторской песни из Соснового Бора.
Готовили фестиваль самые юные его участники - ребята из Детской поющей республики. Обычно они делают фестиваль-бенефис, который проходит каждый год в Подмосковье или в одной из соседних со столицей областей. В этом году по вполне понятным причинам на привычном месте возникли сложности, так что вся команда на несколько дней обосновалась на берегу Финского залива.
Пятница - день особый. Народа обычно немного, и сказать, кто конкретно в какой момент приедет, довольно трудно. Но приезжают, в том числе и очень интересные авторы и исполнители. Так что есть возможность устроить каждому небольшой концерт - на фестивале «У самого серого моря», участники которого очень любят тонкий юмор и игру слов, они получили народное название «малосольники». И это всегда интересно, хотя главное происходит все же у костров, где любой зритель может совершенно свободно послушать и поговорить с любым автором-исполнителем.
Субботнее утро начинается с мастерских, В этом году была всего одна - «на камнях», на самом берегу. И разделения по номинациям тоже не было, что даже и хорошо. Обычно «полных» авторов (то есть тех, кто пишет стихи и музыку и сам же все это исполняет) прослушивают отдельно от композиторов и исполнителей. Впрочем, жесткой градации все равно нет - на большом слете можно попробовать себя в разных мастерских. Вообще мастерские - очень интересная штука. Это не просто прослушивание к конкурсному концерту, если он есть. Те, кто чего-то добился, прослушивают начинающих и даже не-начинающих, рассказывают о том, что их в том или ином произведении заинтересовало, а что показалось неудачным. Это сейчас практикуется на многих фестивалях, но стоит вспомнить, что начиналось именно в Сосновом Бору в далекие уже 80-е, когда на базе отдыха «Салют» проходили «Творческие мастерские КСП». Организовывал их Алексанр Бараев, а идея принадлежала изначально Владимиру Ланцбергу - и, кстати, попробовали такой способ общения впервые даже не на самих мастерских, а на слете библиографов авторской песни… Владимира Ланцберга можно считать прародителем и нынешнего фестиваля - да, его уже много лет как нет под этим небом, но традиции живы, и идеи тоже живы и воплощаются. В том числе у самого серого моря.
До этого фестиваля был Второй канал, сначала на Грушинском фестивале, потом сам по себе. Потом Второй канал превратился в Бенефест - проходит он каждый год, кроме нынешнего. И к самому серому морю приехали те, кто был организатором или лауреатом двух своих предшественников. Это ведь и называется традицией, не так ли? И участница нынешнего фестиваля Евгения Ланцберг - настоящая продолжательница.
Мастер может не только указать на технические огрехи, которые всегда со стороны виднее, но и дать общие советы - например, разучить несколько веселых, но непопсовых песенок, которые можно петь в компании. Или показать, как та или иная тема раскрывается у других авторов. В общем, там, где Дмитрий Коломенский и Антон Трофимов беседовали с юными и не очень юными бардами, было познавательно и занятно.
Тот, на кого обратили внимание мастера, может рассчитывать на место в вечернем концерте. Или в концертах следующего года - вообще-то среди тех, кто субботним вечером вышел на сцену, было немало тех, за чьим развитием публика наблюдала много лет на разных фестивалях.
Участников субботнего концерта оказалось даже больше, чем ожидалось! География - от Сахалина до Ялты. Возраст - от старшего школьного до бесконечности. Уровень мастерства тоже разный, но тут вот ведь какая штука. Дмитрий Коломенский сказал очень правильную вещь - на сцене в субботний вечер место отдано тем, кого интересно слушать. И это, кажется, можно считать девизом фестиваля. Потому что звучали и песни, и стихи, и инструментальная музыка.
Некоторые выступающие хорошо известны сосновоборской публике -Елена и Александр Тихоновы, Ольга Макеева, Мария Гескина, Татьяна Черкасская, Сергей Суворов, Олег Чижов, Татьяна Землеруб бывали на слетах неоднократно, Надежда Ишкулова из Мурманска застала и творческие мастерские на Копанском, а вот Антон Трофимов и Сергей Тимофеев, например, приехали впервые. И обещали приехать еще.
Дискуссии об авторской песне идут постоянно. Неоднократно высказывалось мнение, что это - язык поколения. Поколения тех, кому сейчас уже далеко за сколько-то там, и что жанр должен уйти в историю. А вот у самого серого моря мы видим совершенно иное. Очень много молодых лиц. Радостных и заинтересованных. И это - не только дети из поющей республики. Это уже вполне взрослые люди, которые заинтересовались этим жанром сами, потому что он оказался им близок. Музыкальный язык может меняться, и в нашу жизнь непременно врываются новые ритмы, отличные от тех, что звучали много лет назад. Но хорошая поэзия остается хорошей поэзией. Вернее - просто поэзией. И в любом поколении есть люди, которым она не нужна, и есть те, кто без нее не может жить и дышать. И именно эти вторые приезжают сюда, к серебристому морю, где сама обстановка располагает, чтобы слушать и слышать друг друга.
47
Ирина ПОЛЯКОВА
У Шерпа кое-какое видео
https://vk.com/videos34035345