Еще одна моя статейка. Про Приморский парк - который в Сосновом Бору, а не в Питере. Есть основания опасаться, что там малость переборщат с благоустройством.
Приморский парк: движение продолжается
Приморский парк редко бывает пустым. Даже сейчас, когда народу на улицах намного меньше, чем обычно. А в выходные вообще довольно шумно. И далеко не все приходят сюда на пробежку или прогулку с палками для скандинавской ходьбы. Увы, даже сейчас, когда собираться большими компаниями - себя не любить, то тут, то там горит костерок, которые вообще-то жечь в парке нельзя.
Если честно, пока впечатление от этих мест минорное. Парк изъезжен так, что скоро от зелени ничего не останется. Еще лет десять назад здесь было всего три дороги - от мемориала к бывшему рыбоколхозу (где теперь обитает база отдыха), от базы отдыха вдоль Коваша до лыжной базы и - вдоль Глуховки. Теперь дорог стало так много, что между каждой парой сосен вполне в состоянии проехать автомобиль. И если так дальше пойдет - через несколько лет спасать уже будет нечего. Как-то снизить воздействие пресловутого человеческого фактора надо было давным-давно...
Самое же кардинальное - раз и навсегда решить, что именно здесь будет - парк природный или что-то вроде городского. К сожалению, вопрос этот решился сам собой. Волейбольный центр построили, и это - та реальность, с которой придется считаться. Ну, может, останется какой-нибудь жалкий кусочек дикой природы, который будет уменьшаться, деградировать и в конце концов исчезнет. Так что территория эта становится типично городской. Хотелось бы надеяться, что несчастная наша Глуховка тем или иным способом выживет и, возможно, даже очистится - не сама собой, конечно, но, раз уж мы выбрали вариант парка с запланированным серьезным антропогенным воздействием, надо подумать, как сберечь уникальные природные объекты, которые есть и в самой Глуховке, и на острове, и вдоль Коваша.
Но вообще-то проект благоустройства южной части Приморского парка существует, и уже претворяется в жизнь. Включает он в себя изрядный кусок берега Финского залива, и там-то сейчас работы идут полным ходом. Та часть велосипедной дорожки, что за мостом, рождается без особых мук, и по ней уже вовсю катаются и гуляют.
А вот перед мостом - почти что марсианский пейзаж. На повороте к от моста к стадиону висит паспорт объекта. Там все указано - кто заказчик, кто подрядчик и когда предполагается сделать. Уже привезен гравий. Размечена сама дорожка, выставлены бетонные блоки, местами и гравий насыпан.
Всего по проекту, который, кстати, в этом году стал победителем Всероссийского конкурса, в парке много чего собираются сделать. Это не только дорожка. Смотровые и игровые площадки, малые архитектурные формы, зоны для спорта и тихого отдыха, павильоны для различных занятий, площадка для пляжного волейбола - отдыхающим будет чем заняться в любое время и в любую погоду. Вообще идей было много, предложения высказывали и молодежные организации, и «Граждане города Сосновый Бор» (и выиграли грант на реализацию), и отдел главного архитектора.
В принципе, если будет реализовано все, что задумано, получится интересно. Но возникают вопросы. Нет, не «кто будет убирать» - когда будет определен статус, найдется и организация, которой все это поручат. И тогда уж точно даже та часть дорожки, что идет близ залива, не будет постоянно засыпана песком, и плавник да тину тоже уберут.
Вопросы совершенно другие. И первый - а почему было не пустить дорожку четко по уже существующей проселочной дороге? Почему-то в районе мемориала ее отвели в сторону, уничтожив тем самым великолепную грибницу (ну да, заядлые грибники своих мест обычно не выдают, но что уж теперь-то...). И затраты, кстати, были бы поменьше.
Второй вопрос - автомобили по этой территории так и снуют. Вне зависимости от времени года, суток или погоды. И даже сейчас, когда строят дорожку и засыпали уже гравием, водители ездить по гравию не хотят и раскатывают территорию рядом. Дорог становится все больше, а автолюбители даже и не задумываются, что применяют тактику выжженной земли. Движение хорошо бы закрыть вовсе - кроме машин, предназначенных для ухода за самим парком, и автомобилей жителей двух хуторов, расположенных на территории парка (надеемся, эти дома располагаются там на законных основаниях). К базе же вполне можно подъехать и со стороны пирса.
Но вот ведь незадача. Про уже почти готовую часть велодорожки в свое время инициаторы проекта говорили, что там-то уж точно никаких автомобилей не будет. А они ездят как миленькие, и никакая человеческая и нечеловеческая сила пока что не может им воспрепятствовать. Хотя все знают, что въезд в водоохранную зону запрещен и карается штрафом - или, по крайней мере, должен караться. Так не увеличит ли та дорожка, что идет сквозь собственно парк, поток автомобилей вместо того, чтобы его уменьшить или даже вовсе убрать? Ответов на эти вопросы пока что нет.
А третий вопрос - риторический. Прогулявшись вдоль дорожки несколько раз в рабочие дни, никаких работников я там не обнаружила. Да, карантин и все дела - хотя вообще-то строительных организаций ограничения не коснулись. Может быть, был затяжной обеденный перерыв или что-нибудь в этом роде. Очень бы не хотелось, чтобы такой шикарный объект превратился в долгострой, а затем исчез, что в городе уже бывало.
Ирина ПОЛЯКОВА