Не согласна с одним. Волосовский по части архитектуры - пожалуй, самый интересный район в Ленинградской области. Хотя Кингисеппский поспорит.
Originally posted by
frosya_hod at
Три усадьбы - три судьбыИз всех районов 47 региона Волосовский всегда казался мне наименее интересным. Без особых природных красот, густо застроенный маргинальными посёлками, несущими на себе неистребимый дух совка, с дорогами среди бывших совхозных полей, обочины которых густо заросли борщевиком, таким же неистребимым, как и совок. Впрочем, в Волосовском районе есть свои изюминки. Например, бывшие дворянские усадьбы разной степени известности и сохранности.
Самая известная усадьба Волосовского района - Рериха в Изваре. Тут всё пристойно: в усадебном доме музей, на территории усадьбы есть пруды, в которых бьют ключи, имеется яблоневый сад и ухоженный парк.
Музей активно посещаем: поклонников Рериха и прочих, мечтающих найти легендарную Шамбалу, хватает. Недавно музей перекрасили в более подобающий и более соответствующий историческому цвет.
Ранее цвет был такой.
В Изваре и потом в других местах мы встречали вот такие свежепоставленные информационные стенды.
Как потом выяснили, Via Hanseatica (VH) - это туристический маршрут, который соединяет несколько городов из разных стран: Санкт-Петербург, Нарва/Ивангород, Тарту, Валга/Валка, Валмиера и Сигулда. На сайте
http://www.viahanseatica.info/ можно найти карту с разными интересными объектами, расположенными вдоль вышеназванного пути. Объектов много, про некоторые я узнала впервые. При финансовой поддержке Программы приграничного сотрудничества Эстония - Латвия - Россия были, в том числе, установлены данные стенды.
Николай Рерих жил в Изваре в юности и в молодые годы, раскопал все окрестные курганы, нарисовал несколько картин, а потом продал имение и на эти деньги уехал путешествовать и Шамбалу искать.
Порадовали чистые родниковые пруды. В прудах когда-то разводили форель. Форелевая башня была построена уже после Рериха, Александром Петровичем Верландером в 1901 году. Стоит она прямо над одним из ключей. Использовалась она и как водонапорка.
Для выращивания форели были задействованы два этажа. Ещё здесь находилась коллекция рыбных эмбрионов как нормальных, так и с различными патологиями, а также образцы паразитов и вредителей.
Верландер выращивал два типа форели - свирскую и радужную американскую. Оплодотворенную икру поначалу он привозил из Юрьевского (Дерптского) рыбзавода. Мальков кормили сырой и вареной печенкой. Кроме того, Верландер делал попытки разводить и ладожскую палью, а также разводил волжскую стерлядь (информация про форель взята с сайта регионавтика).
Пруд засажен специальными ивами с шаровидной формой крон.
Зимой пруды не замерзают.
А в прошлый выходной день недалеко от Извары увидели первых в этом году аистов. Пятого апреля, удивительно! Никогда так рано аистов в наших краях видеть не приходилось.
Торосово. Здесь можно увидеть остатки усадьбы и парка, которые принадлежали старинному роду Врангелей.
Последний из проживающих в усадьбе Врангелей, барон Георгий Михайлович, был человеком крайне добродушным и прекрасно ладил с крестьянами. Поэтому когда произошла революция и имение было отобрано в общую собственность, барон остался жить в своей усадьбе. Его семье выдавали паёк, оставили даже одну из его коров и лошадь.
21 февраля 1918 в усадьбу ворвался отряд революционных матросов. Они отобрали деньги, ценные вещи и потребовали ужинать «непременно в барской столовой». Потом приказали подать подводы и велели Врангелю собираться. Но крестьяне упросили их не трогать Георгия Михайловича. Матросы уже сидели в санях, когда один из них крикнул: «Неужели так и уедем, не убив хотя бы одного буржуя?!» Другой прицелился и выстрелил. Георгию Врангелю пулей раздробило плечо. Старуха-мать и жена подхватили его, унесли в спальню, начали перевязывать. Но солдаты ворвались в комнату и расстреляли его в упор. Георгию Михайловичу было 42 года.
Расправа грозила и детям барона. Староста бросился перед убийцами на колени и вымолил разрешение забрать детей себе.
Вдове Врангеля удалось бежать в Петроград, где старший сын Юрий после всего увиденного сошел с ума и умер в 1919 году. Сыновей Льва и Бориса, а также дочь Нину баронесса Врангель смогла вывезти из Советской России в Бельгию. Баронессе пришлось работать прядильщицей на ткацкой фабрике. Умерла она в 1943 году.
А в Торосово среди большого неряшливого посёлка, застроенного ободранными пятиэтажками, продолжает разрушаться усадебный дом.
Красивый дворец был, в стиле английской готики.
И всего-то 1870 года постройки, не старый и крепкий.
Через дорогу сохранились чудесные валунные амбары-фольварки.
Кое-что сумели приспособить под местные нужды.
Но в основном всё выглядит так:
А внутри них - свалка.
Кстати, Врангелям также когда-то принадлежала и самая загадочная усадьба Ленинградской области - Лопец. О ней я писала тут:
http://frosya-hod.livejournal.com/37919.html И, наконец, усадьба Ознаково.
Здесь почти совсем ничего не сохранилось, кроме стремительно зарастающего парка, который уже превратился в настоящий таежный лес, и нескольких фрагментов развалин.
Об усадьбе почти ничего не известно, кроме того, что была она возведена между 1831 и 1862 годами, а одной из последних владелиц была Клавдия Константиновна Зконопниц-Грабовская, родственница директора Царскославянской бумажной фабрики.
Также сохранилась старая дорога, выложенная брусчаткой, ведущая от деревни Колодези в сторону бывшей усадьбы.
Нравятся мне такие места - тихие, безлюдные, в стороне от населёнки.
Три разных усадьбы, три разных судьбы... Судьбы усадеб сродни судьбам людей: кого-то чтят и помнят долго, кого-то забывают сразу. Но неприметные холмики или остатки фундаментов в непролазном лесу не дают памяти о них исчезнуть навсегда.