Сегодня я впервые посетила мастерскую студентов, изучающих традиционную китайскую живопись в Академии искусств. Я не могу сказать, что являюсь специалистом в теории и истории гохуа, но какое-то представление о традиционной живописи у меня есть (пару достойных работ, способствующих ее пониманию, я прочитала).
Западному человеку по-настоящему понять китайскую традиционную живопись очень трудно, практически нереально. Точнее многим кажется, что они ее понимают. Но, в действительности, они используют абсолютно те же критерии и стандарты, что и для западной. А в китайской традиционной живописи абсолютно другие принципы, не зная которые мы рискуем превознести посредственность и недооценить шедевр. Для меня многие критерии до сих пор остаются загадкой - я их не вижу. А китайцы видят.
Вернемся же к визиту в мастерскую. Попала я туда по приглашению моей испанской одноклассницы, которая в магистратуре с нуля изучает принципы традиционной живописи. На мой взгляд, вполне успешно. Хотя учитель страшит продлить ее обучение в Академии до четырех лет. Конечно, трудно соревноваться в умении с китайскими студентами, которые занимаются этим по 10-15 лет (и только еще лет через 10-15 надеются достигнуть какого-то уровня)! Но у нее нет цели стать мастером гохуа - таких иллюзий она не питает. Скорее она будет использовать освоенную технику для создания собственных работ и формирования персонального стиля. Почему? Потому что она точно понимает, что хотя для западного мира искусства она будет обладателем уникальных знаний и техник, то для китайского - всего лишь посредственность. При этом ее учителем является довольно известный в Китае художник, Мастер (имя его уточню после, забыла), то есть это далеко не уровень кружка или спецкурса.
Что самое необычное для западной техники подмечает моя одноклассница в китайской живописи? Во-первых, они много копируют, то есть вполне допускается практически копирование под кальку работ мастеров: сверху образца кладется бумага (для гохуа она не очень плотная) и карандашом копируется композиция. Во-вторых, порядок заполнения композиции не соответствует нашей логике, свойственной рисунку акварелью или тушью (светлое - сначала, темное - потом, рисуем слева направо, чтобы не смазать рисунок рукой). В "шаньшуй" (пейзажное направление гохуа) сначала рисуют ближайший по отношению к художнику предмет, не зависимо от его положения и цветовой интенсивности. В-третьих, существуют очень четкие требования к изображению предметов. Столько-то видов листьев, камней. Так-то должен строится ствол дерева. Так-то должны сочетаться различные варианты...
Надеюсь, что первая встреча с практическим гохуа будет иметь продолжение, которым с Вами с удовольствием поделюсь.