"Скажи мне, кудесник, любимец богов..."(с)

Feb 08, 2013 00:51

 Должна признаться, что удивилась, узнав, что абхазы, подавляющее большинство  которых таки считаются христианами, на самом деле, не живут по христианским канонам. Они не ходят к причастию, не исповедуются, не имеют понятия о постах, не венчаются и не отпевают своих ушедших. А те, кто считает себя мусульманами, отличненько едят свинину и не творят намаз. Мечетей там тоже нет.


 Ничего странного, как выяснилось. Наш Гурам умеет креститься и я видела, как он это делает, когда мы вошли в чудесный храм в деревне Дранда, но это не мешает ему верить всей душой в Верховного Бога абхазов - Анцуа, Создателя Мира. У Анцуа, сурового, но справедливого, есть семь апаимбаров - ангелов, посланников, представителей Создателя на земле. Все они - высшие существа, неподкупные и очень справедливые, карающие и дарующие прощение. Апаимбары докладывают Богу обо всём, что творится на "подотчётной территории", а в свободное от докладов время наблюдают за морем, горами, домом, очагом, скотиной, урожаем, зверьем в лесах и рыбой в воде. За старшего у них некто Дыдрыпш, о котором известно вот что: когда-то, очень давно, он был наполовину человеком, жил среди людей и выделялся среди прочих разве что красотой, прекрасной речью и необыкновенно чистой и доброй душой. Божественная часть Дыдрыпша позволяла ему совершенно точно предсказывать будущее, определять судьбу новорожденного и лечить людей даже от тяжких ран, полученных на охоте. Люди быстро просекли, кто тут безотказный и стали бессовестно пользовать бедного ангела, толпясь у порога его дома с утра до ночи. Совершенно умученный, Дыдрыпш однажды тайком улизнул в горы и там возопил про "шо делать и как жить дальше?" Анцуа к тому времени уже понял, что с живого люди с его парня не слезут и сделал Дыдрыпша невидимым, дав ему в качестве компенсации  крылатого коня Араша. Так и живет "ангел грома" среди людей невидимым, а на горе с таким же названием(она в Гудаутском районе), много веков находится одно из семи святилищ абхазов - аных, посвященный ему.
 Так вот, с тех пор люди не смеют беспокоить апаимбаров по пустякам. Нельзя прийти и попросить, например, классную машину для сына за три тыщи - это только разгневает ангела. Дындрыпш не может излечить смертельно больного или помочь бездетной женщине, потому что их судьбы предопределены  Богом, но вот выяснить правду, наказать виновного и оправдать безвинного - может.
 Посредником между Анцуа и его апаимбарами и людьми является жрец. Настоящий жрец, потомственный.

. Справа, за толстым деревом, священное место, к нему нельзя подходить. Можно было сфотографировать из окна машины(что я и сделала), но получилось мелковато. Там каменные круги, довольно высокие, и старинные огромные кувшины внутри окружности каменной. Глиняные. Много.
 Это, конечно, не сам аных, но что-то вроде домашнего алтаря.
Так вот, когда требуется вмешательство высшей справедливости, люди идут к жрецу. Перенесу действо на наши реалии.
Допустим, некая толстая Клава стала причиной разрыва отношений между мной и человеком, который был для меня ценен - её действия впрямую повлияли на решение того человека со мной, безвинной и доверчивой овцой, не общаться. Я сначала думаю:"Чо за нах? За что?", а потом доподлинно узнаЮ о проделках толстой Клавы. И сильно обижаюсь, даже впадаю в ажитацию. Иду к жрецу и излагаю ему суть. Жрец берет три дня на проверку моих слов, потом звонит и говорит что-то типа "да, такое могло быть". И я, преисполненная праведного гнева, приношу жрецу варёного петуха(молодого, еще не топтавшего кур), сырный пирог(хачапур), и водку(чачу), и говорю:"Хочу суку-Клавку проклясть!" "Легко! - говорит жрец, - она заслужила и это будет справедливо." И тогда в аныхе произносится проклятие.
 У Клавки-падлы есть варианты. Она может явиться туда же и сказать:"Невиноватая я! Клянус.Если лгу-пусть не покину этого места!" Тут есть риск и серьёзный: незримо присутствующий здесь же апаимбар мгновенно покарает клятвопреступницу. Бывали и смертельные случаи, между прочим. Или второй вариант: проклятие падает на её голову и на весь её род. Начинается череда неудач, болезней, нелепых смертей и прочих кар. Родственники или терпят пару поколений, пока хватает терпилки и стыдно признаться, что виновна была Клавка, или  сразу пинками гонят гадюку ко мне валяться в ногах и просить прощения.
 Если прошло время, то оставшиеся в живых потомки проклятого идут к потомкам проклявшего, чтоб умолить их о снятии проклятия. Получив согласие, одеваются во все чистое и праздничное, берут "чистые" продукты: молодого барашка или телка, хлеб, вино только из винограда, без грамма сахара и идут всей толпой к жрецу. Там животное ритуально закалывают(мгновенно и безболезненно), мясо отваривают, а печень и сердце жрец накалывает на специальную ритуальную рогульку из священного граба - на фотографии она в его правой руке.


После того, как произнесены слова покаяния и прощения, все присутствующие съедают по маленькому кусочку сердца и печени жертвенного животного и садятся за праздничные столы. Оплачивает банкет родня проклятого. Возмещает потери тоже она, и в разы больше: предок украл двух буйволов - потомки отдадут четырёх...
 И, кстати, оглашать всю вину проклятого придётся честно - ангел бдит и кара за ложь неотвратима.

- И что же, неужели после того, как проклятие снято, прощённым начинает везти со страшной силой? - спрашиваю я.
 - Конечно. Я сам был свидетелем того, как женщина из проклятого рода, тяжко болевшая несколько лет, поднялась с постели на следующие сутки после получения прощения. И как обнищавший до последнего род другого проклятого получил от родственника-махаджира, живущего за границей, приличное наследство - через два дня после прощения и очищающих молитв... - говорит абхаз.

До сих пор клятвы, произнесенные в святилище, считаются нерушимыми. Если человека обвиняют в преступлении, а он невиновен, то произносится клятва, которая заканчивается такими словами:"А если я лгу, то пусть погибну и я, и мой род!" Ему нечего бояться - после очистительной клятвы подозрение с него снимается полностью  и никому в голову не придёт усомниться в справедливости решения апаимбара. Но если человек виновен и совершает клятвопреступление, то кара ангела в первую очередь падёт на самых невинных и чистых родственников преступника. Сначала погибнут его дети, жена, мать и только потом - он сам. И я слышала, как звучит самое страшное проклятие абхазов (его говорили по моей просьбе над текущей водой горной реки): "Чтоб ты жил и всё видел!"

Апсны, путь к себе, вера, путешествия дилетанта

Previous post Next post
Up