Про попсу

Jan 08, 2013 11:48

Попса - дешёвая популярность у огромной доверчивой аудитории. Психология исполнителя - принесут свои денежки и съедят всё, что им ни кинь. Нет смысла уважать эту толпу. Погружённый в атмосферу дешёвого обожания невольно сам себе начинает казаться гуру. В голосе (в том числе в песнях!) появляются надменность, повелительные интонации: делай так, делай сяк, делай как я, делай как я скажу. Общение с туповатыми поклонниками закрепляет эти рефлексы. Именно этот феномен любопытен: как надменность, выращенная на бульоне обожания толпы в изоляции от нормальных думающих людей, становится неотделимой составляющей личности, прёт изо всех щелей, из каждого жеста и слова и выдаёт с головой.
Серьёзный художник уважает зрителя/читателя. Старается заслужить ответное уважение, добиться доверительного искреннего разговора на равных. Повелительность и надменность тут нелепы и даже вредны.
Так вот они и различаются: застенчивый, внимательный к другим истинный мастер, и заносчивый, высокомерный ремесленник.
У "звезды" появляется иллюзия собственного величия, исключительности на фоне окружающей толпы. На все эти ничтожества, всех этих поклонников, журналистов, горничных, спортивных судий можно покрикивать и поплёвывать с высоты своего пьедестала. Не всегда. Толпа и есть тот самый пьедестал, она есть источник, место хранения и накопления "звёздности". Если толпу слишком сильно обидеть или чем-нибудь возмутить, она может просто молча отвернуться. Этого достаточно, чтобы пьедестал рухнул.

Mise à jour 2013/04/09: "We are honored to play for you tonight" (Нам выпала честь играть для вас сегодня), - сказал на одном из недавних концертов Леонард Коэн (https://video.yandex.ru/users/pikvik-d/view/1).
Ему под восемьдесят, у него всего навалом - и известности, и денег. Человек - легенда. Ему не надо бороться за зрителей, они ломятся на его концерты.
Но всё равно: "Спасибо, что вы пришли."

Mise à jour 2015/05/27: Чувствует ли Коэн, что он крут? Ну да, он же не дурак. Толпа пришла к нему и бешено аплодирует, значит, есть в нём какая-то исключительность, и он о ней знает. Всегда ли сознание своей исключительности - зло? Неизбежна ли гордыня? Вера в свою исключительность может быть бесценным мотиватором, допингом, она может давать ни с чем не сравнимое удовольствие. Но чем она больше, тем больше опасность оторваться от реальности, это да. И если человек всё-таки хочет воспользоваться этим опасным обоюдоострым оружием, от него требуется повышенная бдительность, постоянный контроль, непрерывная рефлексия, внимание к другим людям. У некоторых волевых и мудрых людей вроде Коэна это получается.

искусство, люди

Previous post Next post
Up