Тщеславие

Oct 25, 2016 12:10

Женщин часто мучает вопрос: “Для чего мы наряжаемся? Для любимого мужчины, для того, кому хотим понравиться? Но это не всегда актуально. Конкретного мужчины может и не быть вообще. Или хотя бы не быть сегодня. В жизни гораздо больше поводов нарядиться. Для себя? Но мы же не сидим наряженные перед зеркалом, а идём к людям. То есть, для других, для людей? Неужели я потратила столько усилий и денег ради того, чтобы вон тот дядька неопределённого возраста на секунду задержал на мне взгляд? Тыщу лет он мне не нужен.” И так вот мечутся между парой-тройкой гипотез не в силах выбрать подходящую.

Но ответ более или менее очевиден, стоит только подняться на уровень выше и решать задачку не в одно действие, а хотя бы в два.
Да, женщины наряжаются для себя. Для повышения самооценки, для подтверждения своего статуса в обществе. Но достигают этого тем, что стараются понравиться другим. Другие люди привлекаются временно для выполнения работы по оценке. Красавица собирает урожай оценок и по результатам выясняет насколько она ого-го.
Человек говорит: "Вы восхитительны!" Она млеет, любит его две секунды, потом отправляет восвояси. Он ею уже использован, больше не нужен, подавайте следующего. Это было бы эксплуатацией, паразитированием, если бы не было взаимным: все оценивают всех. Каждая из женщин колдует над своей внешностью, потом все они идут на встречу друг другу и мужчинам, и там, в публичных местах возникает система рейтингов. Она выражается не в числах, а во взглядах, в улыбках, в приветливости или неприязни.
Эта мысль может показаться неожиданной, но оглянитесь вокруг: люди поступают так сплошь и рядом. Любое искусство (музыка, литература, живопись) создаётся в надежде, что придут люди, восхитятся и положат своё восхищение в копилку достижений автора. Авторы копят внимание читателей/зрителей/слушателей. Оно их главный капитал и в конце концов конвертируется в обычный денежный капитал. Можно, конечно, оспорить это, сказать, что в первую очередь автором движет желание высказаться, что творить он начинает только тогда, когда не творить не может, что истинный шедевр создаётся только тогда, когда автор не думает о публике и так далее. Правда находится посередине. Чистое творчество для себя, это когда писатель пишет в стол, не давая никому читать свои произведения. Такое встречается редко. Обычно писатель мечтает быть изданным, чтобы его читали, о нём говорили. Более амбициозные мечтают о миллионных тиражах, о лестных рецензиях, о презентациях, об интервью, о переполненных залах на творческих вечерах. Некоторые об этом начинают мечтать, ещё не написав ни строчки. Диапазон широк. Хочу проиллюстрировать наставлением Рильке (Райнер Мария Рильке. “Письма к молодому поэту”): “Вы задаете вопрос, хороши ли Ваши стихи. Вопрос задан мне. Раньше Вы спрашивали других. Вы посылаете их в журналы. Вы сравниваете их с чужими стихами, и Вас тревожит, что иные редакции возвращают Вам Ваши опыты. Так вот (раз уж Вы разрешили мне дать Вам совет), я прошу Вас все это оставить. Вы ищете внешнего успеха, а именно этого Вы сейчас делать не должны. Никто Вам не может дать совета или помочь; никто. Есть только одно средство: углубитесь в себя. Исследуйте причину, которая Вас побуждает писать, узнайте, берет ли она начало в самом заветном тайнике Вашего сердца, признайтесь сами себе, умерли бы Вы, если бы Вам нельзя было писать. И прежде всего - спросите себя в самый тихий ночной час: должен ли я писать? Ищите в себе глубокого ответа.”
Поп-музыканты, наверное, самые большие любители собирать урожай внимания публики. Главная их цель не спеть, а “раскрутиться” (см. также “Про попсу”, (http://mercibo.livejournal.com/9705.html)
То же и в спорте: достижения - твои, а оценивают их другие. В процессе выступления фигурист больше всего думает о том, как он понравится судьям. Но после выставления оценок судьи перестают его интересовать, только его собственный результат, его место среди соперников, а о судьях он благополучно забывает.
Так что, тщеславие - борьба за свою исключительность, реализованную через восхищение (данную в ощущениях) других.
Было бы несправедливым не упомянуть ещё одну сторону создания красивого. Это относится в равной степени и к стремлению женщины понравиться, и к желанию художника создать шедевр. В результате их деятельности в мире прибавляется красота. Автор может воспользоваться оценкой или нет, но общество в целом уже положило в свою большую общую копилку звонкую монетку. Публика отдаёт автору (или красавице) свою оценку, но и сама не остаётся в накладе: её жизнь наполняется музыкой, стихами, образами, становится немножко более праздничной. Часто и у авторов встречается этот мотив для творчества: одарить красотой (или мудростью) других. А иногда бывает смешно слышать, как какой-нибудь не шибко талантливый автор не желает признать, что творит из тщеславия, а клянётся, что исключительно из желания осчастливить человечество.
Так что у процесса творчества я вижу три основные цели: 1) самовыражение; 2) тщеславие; 3) желание одарить других.
Что-то я начал с женских нарядов, а потом скатился в в обобщённое творчество. Но ничего, это всё про одно - про красоту.

искусство, красота

Previous post Next post
Up