Моральное кувыркание

Dec 19, 2020 08:33

Раввин похваляется тем, что у всего мира моральные ценности постоянно меняются с ног на голову, а у иудеев они незыблемы тысячелетиями.

Во-первых, он безбожно передёргивает. Моральные ценности не шарахаются из стороны в сторону, а очень медленно и плавно эволюционируют. Причём в основном в сторону гуманизации. Когда-то обычным делом были человеческие жертвы, сажание на кол и прочие зверства. Сейчас такое осуждается практически всеми (разве что Бэннон мечтает водрузить голову Фаучи на шест перед Белым Домом). Ну и рабство в конце концов признано аморальным. Какие-то эксцессы случаются и сейчас, типа казни женщины за то, что она оказалась жертвой(!) насилия. Причём это - ислам, почтенная авраамическая религия. Но остальной мир такие фокусы осуждает.

По мнению раввина, мир настолько произвольно тасует моральные нормы, что и Гитлер был моральным в своё время. Но, конечно же, это рабби привычно жонглирует словами, переворачивая всё с ног на голову. То, что делал Гитлер, не стало моральной нормой. Его пропаганда пыталась навязать это немцам, но за пределами Германии и в Германии после победы над Гитлером все его учения были отвергнуты. В истории они остались не более чем очередным эксцессом. Гитлер пришёл и ушёл, а моральные нормы остались такими, какими были до него. Разовое явление и моральные устои - разного порядка вещи. И, кстати, в Германии тех времён большинство населения были христиане-лютеране. Были и другие. Атеистов было немного. Влиянию пропаганды поддалось большинство, стало быть - в основном верующие. Хотя, согласно раввину, верующие должны быть очень стойкими в смысле норм. Если деятельность Гитлера и повлияла на общемировые представления о морали, то скорее в том плане, что люди задумались о многовековых преследованиях евреев и решили с этим кончать. Так что налицо гуманизация мировой морали в отношении к евреям.

Ну а как же незыблемые иудейские нормы? Тора говорит о рабстве, как о норме. В другом ролике рабби опять показывает мастер-класс словесной акробатики, рассказывая насколько гуманным было рабство у евреев. У него получается, что рабы были практически привилегированным сословием: “Обретающий себе раба как будто обретал себе хозяина”. То, что мы знаем о рабстве, не очень подтверждает эту точку зрения. То есть, во всём древнем мире с рабами обращались жестоко, а Иудея была раем для рабов? Думаю, что во-первых, то, что записано в Торе - благие пожелания, наставления, которые далеко не всегда исполнялись. Это как по “Кодексу строителя коммунизма” судить об отношениях между людьми в СССР. Во-вторых, поздние толкователи Торы старательно искали как примирить её с новыми реалиями, и конечно же нашли!

То есть морально-этические нормы иудеев тоже эволюционировали со временем, от древнего рабства к современному гуманизму, но поскольку текст Торы оставался неизменным, приходилось менять толкования этого текста.

А вот ещё одно видео на тему моральных “принципов”. Раввин хвалит такого толерантного себя, уживающегося с кем угодно и противопоставляет этому атеистов, нетолерантно навязывающих всем свои принципы. Не вижу себя среди этих страшных атеистов. Меня совершенно не напрягает наличие раввина. Несколько напрягает наличие фундаменталистов-мусульман, которые прямо и очень нетолерантно говорят, что Израиль должен быть уничтожен.

Самые ярые борцы против абортов, как я понимаю, люди религиозные. Христиане по большей части. Не буду утверждать насчёт других, но думаю, что и других хватает. Такая яростная борьба - это разве не насаждение своих моральных принципов другим? А как же толерантность?

Почему всех тех, кто спорит про мораль, раввин записывает в атеисты? А в качестве доказательства терпимости верующих приводит такого зайку - себя.
Оригинал заметки размещён здесь: https://weiss-edel.dreamwidth.org/201156.html. Можно оставить там комментарий, используя OpenID.

вера

Previous post Next post
Up