Запретные санкции в деле

Sep 15, 2014 10:29




Уже в первые дни после официального объявления о санкциях России против ЕС, США, Норвегии и Австралии эксперты давали свои прогнозы по поводу дальнейшего развития ситуации. Два основных вопроса, изначально фигурировавшие в дискуссиях аналитиков и разговорах обывателей: станут ли пустыми полки магазинов, и насколько возрастут цены на оставшуюся доступной продукцию. В нашей статье мы постараемся проанализировать ход развития событий по этим двум направлениям.





Станет ли борщ постным?

Обратимся к основным группам продуктов, попавшим под продовольственное эмбарго. На первом месте здесь числится мясо: говядина, свинина и мясо птицы. В «дозапретный» период импорт мяса составлял 30% от всего объема, реализуемого в стране. Сейчас, когда эта внушительная доля начала постепенно таять, мы наблюдаем 35%-ное подорожание мясной продукции в среднем по стране. Эти данные носят официальный характер и представлены на сайте Федеральной антимонопольной службы, которая уже в течение трех недель ведет прием звонков на горячую линию по вопросам повышения цен на продовольствие.

Наиболее проблематичным представляется сокращение импорта говядины. Дело в том, что традиционно Россия не была сильна в технологиях производства рогатого скота, и, чтобы отечественные производители смогли вытянуть данную отрасль на должный уровень, понадобится не менее 10-20 лет. Поэтому в ближайшее десятилетие не стоит надеяться на собственные силы. На помощь в решении данной проблемы приходят страны Южной Америки. Сочные стейки, поставляемые в недалеком прошлом на столы россиян Австралией, теперь «плывут» к нам из Аргентины. А свинина, поставки из ЕС которой были запрещены Роспотребнадзором еще зимой, будет доставлена из Бразилии.



Последняя партия сочных стейков...



Что касается мяса птицы, то тут речь идет прежде всего о «ножках Буша». Лет 15 назад доля импорта мяса курицы составляла 60% от общих продаж на российском рынке. Но в начале 2000-х годов местные производители стали развиваться практически экстерном. За короткий срок, благодаря крупным инвестициям, отечественные компании начали обеспечивать куриным мясом до 90% всего объема продаж. Но, несмотря на столь радужные данные, отмечается повсеместный рост цен и на мясо птицы. Особенно отличился Приморский край, где цены на окорока выросли на 60%.






В связи с подорожанием мяса увеличилась и стоимость готовых мясных изделий. Например, цена на вареную колбасу выросла в среднем на 10-15 рублей.



Есть и небольшая хорошая новость для гурманов. Такие деликатесы, как прошутто и хамон, остались на полках магазинов. Прошутто не считается колбасным изделием, а потому вход ему открыт. А хамон допускается к ввозу при условии отсутствия натуральной оболочки.

Станет ли рыба деликатесом?

Следующая «запретная» группа - рыба и все виды морепродуктов. По поводу этой категории мнения разделяются. Некоторые специалисты считают, что вся рыба, которая поставлялась нам из Норвегии (форель, семга, сельдь, скумбрия и мойва), на самом деле была поймана преимущественно российскими рыбаками. И сейчас происходит перенаправление связей между добытчиками и покупателями первого звена. Иными словами, рыбаки сдают рыбу не в норвежские, а в российские порты. Кроме того, есть на российском рынке пара компаний, занимающихся искусственным разведением рыбы - «Русское море» и «Русский лосось», заявлявших еще в 2013 году о готовности отвоевать рынок у норвежской семги. Но, по мнению аналитиков, на воплощение таких амбициозных планов требуется не один год.








«Русское море» - будущий монополист отрасли?

На подмогу российским рыбным предприятиям спешит Чили - с ее поставщиками сейчас активно заключаются контракты, а «скорую помощь» норвежцам, кстати, готова оказать Белоруссия. «Санта-Бремор» имеет на территории Подмосковья собственный завод, где производит всевозможные деликатесы, само собой, из норвежского сырья. Окольными путями товар из Норвегии все равно пробирается в Россию. Между тем цены на лосось и форель растут. Это отмечают жители Московской, Нижегородской, Самарской, Воронежской областей и Алтайского края.



Отдельно скажем о креветках. Почти все виды креветок оказались под запретом, за исключением креветок в рассоле со специями в герметичной упаковке - этот подвид остался на прилавках. И еще консервированная рыба - например, рижские шпроты - также продолжает свое существование в мире «санкционированных» продуктов, поскольку запрет распространяется только на свежую и замороженную рыбу.



Заморские деликатесы обещают заменить отечественными креветками



Шпроты «на месте»

Молочные реки, кисельные берега

Так вышло, что для России производство молочной продукции и сыров - «больная тема». Высок дефицит «сырого» молока, используемого для изготовления молочных продуктов. Половина из реализуемых на территории РФ сыров приходится на импорт. Постепенно вымываются с полок сыры голландских, литовских, немецких и польских производителей. Последние прощальные «па» наблюдаем у настоящей итальянской моцареллы, камамбера, горгондзолы, рокфора. Есть российские компании, производящие аналоговую моцареллу, но их весьма ограниченное количество, а о других перечисленных сырах можно позабыть совсем, поскольку их не умеют производить ни в России, ни в странах, не попавших под санкции.







В магазинах пропадает продукция компании Valio, которая сразу же после официального объявления списка запрещенных к ввозу продуктов сообщила о том, что уходит с российского рынка. То же самое происходит со «Свалей» и прочими «неугодными» поставщиками. Радостным исключением для истинных поклонников настоящего сырного вкуса является замороженная моцарелла для запекания. Этот вид сыра попадает по таможенным меркам под категорию «Другие пищевые продукты», а потому к ввозу разрешен.



Прощай, «Ольтермани»



«Сваля» в остатках

Эх, яблочко, да на тарелочке...

Сейчас доля импорта в общем объеме продаж овощей и фруктов составляет 20%, но это весьма усредненная цифра. В сезон у нас вполне достаточно отечественного «фреша», но, когда наступают холода, российские поставщики не могут наполнить магазины качественным товаром.






В настоящее время происходит полная замена европейских поставщиков на партнеров из Сербии, Турции, Китая, Чили, Аргентины, Бразилии. Но везти фрукты из этих стран дороже, а потому и конечная цена продукта будет выше. Институт аграрного маркетинга дает прогноз увеличения стоимости яблок на 30-40%. Потребители уже наблюдают рост цен на такие фрукты, как киви, виноград, яблоки, персики, но больше всего - на лимоны.



Изменения в ценах на овощи пока не так заметны, но с приближением морозов, они, наверняка, вырастут на приличный процент. Белоруссия готова помочь с картошкой, а помидоры и огурцы активно выращиваются в тепличных хозяйствах на краснодарских плодородных почвах под крылом сетевика-гиганта - ЗАО «Тандер» (Магнит). Но всего этого недостаточно для обеспечения востребованной наполненности магазинов.



Овощи и фрукты пока в избытке, но сохранятся ли объемы в несезон?

Конечно, не стоит забывать, что ценник также меняется и в связи с изменением курсов валют, НО...

...«процесс пошел»... Будем следить за развитием событий.

P.S. мы провели фотоаудит с целью выявить "болевые точки"- смотрите изменения ассортимента в нашей фотогалерее.

Редакция Merchandising.ru

ес, рынок, исследование, дефицит товаров, мясо, санкции, супермаркет

Previous post Next post
Up