НИКОЛАЙ ПЛЕТЕНЧУК - ЛЕТОПИСЕЦ

Mar 23, 2011 02:16



На челябинской телестудии.
Увеличить (104 Кб)


Одни из самых ярких впечатлений начала второй пятилетки моей жизни связаны с Читой, где тогда жил и работал на телестудии мой дядя - дядя Коля Плетенчук. Это встреча с Медведем внутри малинового куста в лесу и настоящий, большущий кинопроектор прямо дома (!) с ежедневным когдазахочу просмотром "Свадьбы в Малиновке", "Лягушки-Путешественницы" и других мультиков на развёрнутом по стене экране...

Это была не квартира, а лаборатория волшебника, мастерская фокусника, который разбирал всем известные предметы и приборы и создавал из них новые, с удивительными свойствами. Это были и фотоаппараты, и кино- и телекамеры, радиомеханические игрушки и всё, что могло двигать, двигаться, приближать, фокусировать и стрекотать. Ванна всегда была занята листами рулонной фотобумаги, на которой проявлялся-закреплялся-отмывался очередной пейзаж или чей-то портрет. Без фото или кинокамеры в руках я дядю Колю не помню.

Имея образование 10 классов, техникум заканчивал уже в зрелом возрасте для того, чтоб иметь возможность оформлять свои изобретения. А их было очень много. В 1969 году в «НИКФИ» очень высоко оценили его принципиально новую синхронную кинокамеру (над которой тогда бился целый институт). Но увы - осталась только статья в журнале (как найдётся - покажу). Лавры же легли на другую голову...

Ниже - одна из его операторских работ, что удалось найти в сети. А как он работал - в главе из книги-очерка под катом...

Николай Петрович ПЛЕТЕНЧУК
22.09.1938 г. - 16.09.1985 г.

Ему было всего 47 лет...



Кинопробы.
Увеличить (183 Кб)


Фильм о родине Курчатова, городе Сим

image You can watch this video on www.livejournal.com









УТРО БОЛЬШОГО БАМА
ОСКАР ХАВКИН

***

НИКОЛАЙ ПЛЕТЕНЧУК - ЛЕТОПИСЕЦ

Он такой худобы, что хочется немедля усадить его за стол, поставить перед ним полную тарелку манной каши или блюдо с пирогами: «Ешь досыта!» - и торчать над ним, пока не очистит тарелку.

Тощий, костистый - и неутомимый. Неутомимый ходок, бегун, ездок, прыгун, ползун - что там еще?

В светло-голубых глазах бьётся живая, острая мысль - вопрошающая, требовательная; взгляд неуловимо, потрясающе быстро переходит в движение, ищущая мысль нуждается в конкретном решении в материализации - рождается образ, кинокадр. Крошечная, ёмкая сцена на узенькой полоске пленки.

А в редкой щёточке усов Коля Плетенчук часто прячет улыбку, то задумчивую, то едкую, то грустную...

Николай Плетенчук живет в Чите. Он кинооператор областного телевидения. И поскольку триста километров Байкало-Амурской пересекают север области, а ещё потому, что Читинская область - соседка областей Иркутской и Амурской, а также Бурятии и Якутии, где пройдут тысячи других километров, Коля Плетенчук законно считает строительство магистрали своим кровным делом...



Самое начало стройки. Укладка серебряного звена на станции Бам превратилась в торжество всех строителей магистрали.

...Дрезина «АГМу», железнодорожный плот - корабль «Ра» - мчится от станции Бам по новой трассе в направлении Тынды.

Вьётся вдоль трассы прихотли­вая таёжная речка Ольдой, то и дело глухо постукивает под колеса­ми дрезины настил новеньких мо­стов. Как утверждают строители, придётся соорудить до Тынды не меньше двухсот мостов и водоотводных сооружений.

Зеленеют неподалеку круглого­ловые сопки. Между ними и пу­тями стелются влажные мари, за­росшие мелким лиственничным ле­сом и высоким кустарником.

Коля Плетенчук, расставив ху­дые ножки-лутошки, стоит посреди платформы, зорко оглядывая мест­ность и держа на прицеле кино­аппарат.

- Станция Штурм! - кричит кто-то слева от оператора.

- Дикие козы! - вопит кто-то справа.

Все происходит в темпе приклю­ченческого фильма.

Сначала объектив устремляется направо, целясь в кусты, где, высо­ко выбрасывая точёные копытца, проскакивают над ветвями лёгкие, стройные длиннорогие забайкаль­ские косули. Одна из косуль оста­новилась на миг, взвилась, описала дугу и опустилась, словно не каса­ясь земли. За вожаком другая, третья... Птицами взлетают! Се­кунда - и нет их! Исчезли в гуще кустов. Но они пойманы, они «подстрелены» Колей Плетенчуком, их воздушный полет схвачен, закреп­лён на пленке... Пройдёт время, и они поскачут на белом экране - дикие козы с молодой станции Штурм молодой Байкало-Амурской... И, любуясь их великолепны­ми прыжками, их стремительными телами, кто-нибудь скажет: «Надо ж так заснять... Красивая работа!»

А киноаппарат уже нацелен на маленький вагончик, такой же, как на станции Бам, и тихо, как сверчок, стрекоча, запечатлевает выходящего с флажком Ивана Ни­колаевича Дубова - первого на­чальника станции Штурм. Он да его жена, сменяющая его на по­сту, - вот и всё пока население но­вой станции. Как же не оставить для истории Байкало-Амурской, для ее кинолетописи эту минуту: дрезина с людьми, вагон-станциюшка и добродушный, приземистый железнодорожник, объясняющий заезжим гостям:

- Тут их уйма, косуль, семей­ствами вокруг поскакивают! Тут им и водица в речках и болотцах, тут им ургуй и горечавка, травы, всякие побеги, берёзки и листвен­ницы, ягода голубица, грибы груз­ди... Приволье! А мы им не поме­ха. В живую, можно сказать, при­роду входит наша магистраль... Сохранить бы эту красоту, когда тут посёлок вырастет, люди наедут, школа появится...

Коля перебегает с одного борте на другой. Он садится на корточки. Он становится на колени. Он перегибается через борт.

Ох, Коля, Коля!
Но что это задумал Плетенчук!

Почему передвигается с камерой на нос дрезины, потом оказывается вдруг снова посреди платформы. Он подзывает к себе своего ассистента Саню Толстого и молодого парня, едущего на трассу в брига­ду Гуреева. Два-три слова, не­сколько резких взмахов ладонью. Саня ухмыляется, парень качает головой, Коля вместе с помощни­ками сдвигается к правому борту дрезины. Оператор ложится плаш­мя и начинает медленно выдви­гаться с аппаратом в руках, парни крепко держат его за ноги, он уже совсем на весу, голова его почти над концами шпал, как бы ветер не сдунул эту тонкую, гиб­кую травинку! Острый, ищущий глаз кинокамеры нацелен вкось, под быстро вертящиеся колёса, на струящийся под брюхом дрезины путь, на первые свежие километры Байкало-Амурской...
Пройдет время, и зритель с за­миранием сердца увидит на экране летящие на него сверкающие рель­сы, блестящие от коричневого креозота шпалы, радужно-голубую щебёнку, узкую плотную гряду земляного полотна, навеки улёг­шегося среди сопок, болот и ле­сов Севера... Он увидит магист­раль в движении и поймет, сколько жизни, новизны, преобразующей энергии несёт с собой Байкало-Амурская в необжитые, незаселён­ные таежные края...

- Хватит! - говорит Саня, ассистент. - Три минуты над про­пастью!

- Над движущейся пропастью! - уточняет путеец. Лицо его побледнело.

И они осторожно, потихоньку возвращают Плетенчука на плат­форму.

Дрезина мчится дальше, но не так быстро, потому что путь здесь еще не закреплён, вот-вот должен следом за нами пойти балластер - умнейшая машина. Она разровняет щебёнку между рельсами и шпалами, подымет магнитом рельсы со шпалами вме­сте и аккуратно уложит их на све­жий балласт, выровняет весь путь, чтобы колея была повсюду одина­ковой ширины и высоты, и тогда уже вслед за балластером прой­дет не только лёгкая дрезина, но и тепловоз с вагонами, целый со­став, путь начнёт сам себя обслу­живать, сам себя снабжать, сам себя кормить. Вот какой молодчина этот балластер!

Станция Бам позади. За плечами станция Штурм. Вот мелькнула станция Муртыгит. Проехали Пурикан. Пока ещё тут палатки, вагончики. Но кое-где подымаются рубленые избы, щитовые и брусковые дома. Ещё не обозначенные на карте, но уже живущие, работающие, дышащие... населённые пункты и первые станции Байкало-Амурской!

Семьдесят километров в глубине северной тайги, через тайгу, мари и вечную мерзлоту, пересекая по мостам множество рек и речек - Ольдой, Крестовку, Урушу, вгрызаясь в хребты...

«Даешь Бам - Тынду!» - сегодняшний лозунг строителей.



Тында растет и хорошеет.
Руками молодых возводятся новые благоустроенные дома.

Река Тында.

Здесь обосновалась колонна мостовиков. Надо перебросить пути через реку. А для этого сначала перекинуть трёхсотметровый мост. За рекой - Янканский хребет. Самая высокая точка трассы. Начинается штурм Янкана. Там, на подступах к Янкану, строители возводят насыпи величиной с шестиэтажный дом. На самой вершине готовят взрывные работы. Тут путь пройдет не по насыпи, а в огромной выемке, которая срежет перевал на восемнадцать метров. А эту сторону бригада Григория Гуреева укладывает последний километр перед мостом и стрелочный перевод под тупик для мостови­ков - в тупике будет накапливаться техника для штурма реки и Янкана.

Коля Плетенчук ходит вокруг путейцев и мостовиков, словно зверь возле добычи, киноаппарат в его руках замер, как перед прыж­ком. Нет, он не снимает всё под­ряд. Светло-голубые глаза высмат­ривают, рассчитывают, подстерегают, вся тонкая фигура оператора напряжена, как струна. Конечно, временами камера коротко застрекочет: кусочек леса на том бере­гу, поворот реки, пролетевшая низ­ко птица - удивительный таёжный мир, в который вторгается дорога.

Лёгкими, бесшумными шагами подходит Коля Плетенчук к чело­веку в синей куртке и белой «ту­ристской» фуражке. Это бригадир Гуреев, шахтёр из Челябинска, ставший строителем дороги. Моло­дой, спокойный, загорелый, немногословный. Сейчас его славная бригада укладывает этот послед­ний километр перед мостом. И он, как дирижёр оркестром, команду­ет работой путеукладчика и дей­ствиями своих путейцев. Весь смысл - в слаженности и точности всех движений, всех действий ма­шины и людей. Ритм, последова­тельность, гармония - как в хоро­шей музыке.

Плетенчук любуется работой путеукладчика: как все продумано в этой простой с виду и величе­ственной машине-агрегате!

Длинные платформы, на каж­дой - «пакет», шесть двадцатипяти­метровых плетей, а плеть - это соединенные вместе скреплениями на звеносборке БАМа шпалы и рель­сы, готовый участок колеи, только еще «в воздухе».

Механик нажимает кнопку, и од­на из плетей ближайшей платфор­мы плывёт, скользит, словно ги­гантское решетчатое земноводное, по роликам, а там, в голове соста­ва, её подхватывает кран, и опера­тор крана бережно, расчётливо опускает плеть в руки Гуреева и его молодых путейцев... На земле плеть «приживляется» с уже уло­женным путем: дожимают шуру­пы, добивают костыли - и путь удлинился на «четвертную». А ну, где там очередная плеть?
Коле Плетенчуку нравится, что там, на кране, оператор, и вот он, тоже оператор, правда другого ро­да, - два оператора встретились на Байкало-Амурской.

- Значит, мое место там!- говорит он Сане Толстому, и не успевает бригадир оглянуться, Коля уже карабкается по узкой бо­ковой лестничке на верх платфор­мы, бежит по лежащим плетям к крану, ложится плашмя на плос­кую железную балку, и круглое око киноаппарата жадно вбирает в себя геометрию стрелы, качающуюся над людьми плеть, протянутые к небу напряженные руки путейцев... Самый сгусток усилий, момент рождения участка пути, завершение еще одного трудного километра, доходящего до акробатики искусство строителей дороги, ловко орудующих ломами, костыль­ными клещами и домкратами, - вот что сейчас записывает на ки­ноленту мастер своего дела опера­тор Коля Плетенчук...

Прораб Иван Михайлович Васильченко, пожилой, но крепкий и проворный, снизу угрожающе машет Коле кулаком.

«Слезай, парень, не дури!»

Ага, верно, пора слезать! Тон­коногий, быстрый, юркий, как яще­рица, кинооператор, скользнув об­ратно тем же манером, уже у пу­тей, но лишь для того, чтобы мельк­нуть меж рук монтеров, лечь на спину посреди колеи и заснять тут же медленно опускающуюся и раскачивающуюся плеть - «от себя», с земли.

- Ну, хоть костыльными клеща­ми его вытягивай! - рычит про­раб. - Что за человек на мою го­лову! Меня ж привлекут за нару­шение техники безопасности!

- Не сердитесь, Иван Михайло­вич. Теперь я настоящий, законный Плетенчук. - Коля улыбается в свои реденькие усы. - Заснял свою родню, плеть то есть, и сверху, и сбоку, и снизу, пусть знает!

Колин костюм в грязи, креозоте, камушках. Голову он зашиб, на руке царапина. Но он снимает по­следний кадр укладки - вот вам, Товарищи зрители, любуйтесь: последний километр перед рекой, го­товый стрелочный перевод!

Всё, можно бы передохнуть. Ку­да там!

На изъезженный проселок, ря­дом с путями, вырвался «га­зик» - откуда только взялся! На ходу открылась дверка, и чей-то хриплый голос выкрикнул:

- На Муртыгит! К балластеру. Кому надо? Одно место!

С насыпи, киноаппарат в ру­ках, Коля одним прыжком заска­кивает в остановившуюся на мгно­вение машину - раз одно место, значит, его, Колино! Уж он-то не прозевает работу балластера, по следам которого пойдут поезда!

Ну, разве Коля Плетенчук не на переднем крае стройки! Разве он не солдат Байкало-Амурской!

Но задушевность его кинолент, их трогающая за сердце жизнен­ность связана с одной еще чертой его характера...

...Начальнику стройки выпал особенно трудный день среди других достаточно трудных дней.

Этот день был плотно насыщен делами с утра и до позднего вече­ра - ни минуты просвета: рабо­чее совещание с подрядчиками по ходу строительства, нелёгкие раз­говоры с начальниками механизиро­ванных колонн и строительно-мон­тажных поездов № 574 и 567, труд­ные «собеседования» с банком насчет финансирования дальней­ших работ, неотложные звонки на станции Бам, Сковородино, Боль­шой Невер по поводу доставки срочных грузов на трассу и в Тынду (а слышимость не ахти какая, сплошной надрыв!), встреча и устройство сотен прибывших по путевкам комсомольцев Москвы, да ещё надо вырваться взглянуть, как возводят дома для байкало-амурцев. И это не всё. Прорывы в кабинет десятков людей, для ко­торых, разумеется, их дело наи­важнейшее на свете, и, наконец - корреспонденты газет, журналов, радио, телевидения из Москвы, Ленинграда, Киева, Кишинева, Минска, Иркутска, Новосибирска, Хабаровска...

Стакана чаю не выпьешь, папи­росы не закуришь, не вздохнешь лишний раз.

И хотя многие заботы ложатся на плечи заместителя и других руко­водителей, но ведь свойственно же людям: рвутся к «самому главно­му», подавай им «наибольшего» на­чальника...

И вот на рубеже дня и ночи сидит за столом рабочего своего кабинета начальник стройки, сидит напротив хлопочущих осветителей и операторов - безмерно усталый, с мешками под глазами, с осевшим за день голосом... Но улыбающийся, приветливый и весь - готов­ность помочь работникам Читин­ского телевидения, представляющим сегодня шесть телестудий Восточной Сибири. Он понимает их страстное желание - поведать на­роду словами руководителя о де­лах на Байкало-Амурской, о «строй­ке века»...

Но съёмка никак не налажи­вается.

Начальник стройки должен, как задумано, начать бодро и при­поднято: «Народнохозяйственное значение Байкало-Амурской маги­страли неоспоримо: она пройдет три тысячи двести километров от Байкала до Тихого океана, через территорию шести областей и рес­публик по сказочной земле, богатой углём, железом, медью, лесом, гидроэнергией, страна получит вто­рой выход к нашим восточным ру­бежам...»

Всё верно. Точно сказано. А съемка не получается!

То голос сорвется. То внезапная запинка. Или не в той инто­нации.

И внешние причины - шумок ворвется, телефон зазвонит, со­бьёт. Даже техника закапризнича­ла: лампа гаснет, с камерой что-то...

В третий или четвертый раз на­чинает он говорить одну и ту же фразу. Он предельно устал, но сдерживает себя. Это душевно сильный человек и прекрасно воспитанный: «Я понимаю, ведь это ваша работа, ваш хлеб, ваш служебный долг!»

Но выдержит ли он в пятый или шестой раз? Ведь вот же - заметно нервничает и еще больше сби­вается...
Николай Плетенчук, захватив нижней губой редкие усики, смот­рит на руководителя стройки сосре­доточенным взглядом, в котором и сострадание, и досада, и настой­чивое желание что-то понять, схва­тить, найти. Худые, нервные руки опускают киноаппарат.

Он подходит к столу начальника стройки, садится напротив и вперя­ет в него светлые упрямые, доб­рые, с голубой сумасшедшинкой глаза:

- Не надо пафоса. Не надо высоких слов. Идет напряженная, требующая выкладки всех физиче­ских и душевных сил работа. Пусть зритель это поймет и почувству­ет... Пусть он захочет помочь вам. Найдите слова и, пожалуйста, не поправляйте больше галстука...

Еще несколько слов в том же роде, и Плетенчук отходит в глуби­ну комнаты. Застывают звукооператоры. Осветители зажигают «юпитеры».

«Начинаем!» И уже ничто не мешает съемке: ни усталость, ни шум, ни перебои аппаратуры...

Негромкий, задушевный голос:

- Дорогие товарищи зрите­ли, у нас был сегодня очень труд­ный день. Посудите сами. Вот что произошло у нас на трассе за про­шедшие сутки...

Коля Плетенчук побывал со своей остроглазой и сердечной кинокамерой на станциях Бам, Сковородино, Большой Невер, Шимановская, проехал по всей трассе, заснял приезд комсомоль­цев на западном участке, в Маги­стральном и Звёздном, слетал в Нижнеангарск, съездил на вос­точный край стройки - в Комсомольск-на-Амуре и Совгавань.

Неутомимый кинолетописец Байкало-Амурской, отважный пу­тешественник, человек высокого долга, добрая душа -Николай Плетенчук, рядовой кинооператор Читинской студии телевидения...

Утро Большого БАМа: Очерки. М., 1975 (Герои нашего времени)

***

Несколько фотографий из архива...



Всегда и везде с фотоаппаратом.
Увеличить (266 Кб)




Чита, 1975 год.
Увеличить (143 Кб)




Чита, 1975 год. Человек с Ружъём - это я
Увеличить (211 Кб)




Я - гроза медведей!
Увеличить (117 Кб)




Мама. Багульник
Увеличить (119 Кб)


video, семья

Previous post Next post
Up