Правильно/неправильно

Mar 12, 2022 10:11


Хочу пару слов сказать про то, что правильно, и что неправильно...

Когда человек чему-то учится, ему обычно сначала рассказывают, что правильно, а что неправильно... Хотя можно сначала сделать, а уже потом понять (это из какой-то восточной мудрости). И это даже логичнее и здоровее, на мой взгляд. Я уже как-то касалась этой темы вскользь.

Но в этот раз хочу сказать про игру на музыкальном инструменте. Я помню, как меня учили игре на скрипке, фортепиано (особенно, как мой мизинец учительница со всей силы - как мне тогда казалось - вдалбливала вертикально в клавиши. Было больно). Самые свежие воспоминания, конечно, касаются обучению игре на виолончели... Но итог один - руки зажаты. Зажаты, конечно, не до такой степени, что я вообще не могу ничего сыграть, но зажатие ощущается как несвобода, а после игры руки могут даже начать болеть во всевозможных местах (начиная с внутренней поверхности ладони и заканчивая где-то в плечах). Сразу скажу, что это, разумеется, не нормально. И это не только у меня так, потому что я лошара, это у многих музыкантов встречается. Зажатие можно определить по движениям тела и по звучанию тоже. Особенно - по вибрации, если речь о струнных. При зажатии она мелкая, истеричная, неравномерная. В особо запущенных случаях некоторые пальцы вообще не поддаются вибрации. Особенно это бич скрипачей.

Но я вообще вот о чем. Покажите вот это видео любому учителю по фортепиано, и он грохнется в обморок от вида прямых, как палки, пальцев, висящих, точнее лежащих кистей и локтей, которые «не дышат». Потом он очнется, присмотрится повнимательнее и скажет: «Ах, это же Горовиц. Ну, ему можно».

image Click to view



Учителям по виолончели можно показать вот это видео (особое внимание на левую руку, хотя меня чрезвычайно озадачивает то, что происходит и с ее средним пальцем правой руки, лол). Пальцы левой руки изгибаются, как бы это помягче сказать, немного неестественным образом... Само собой разумеющееся, что этот факт вообще не мешает Соль Габетте быть одной из самых востребованных виолончелисток в мире.

image Click to view



Раз уж мы коснулись правой руки, не могу не поделиться еще одним примером. Предлагаю обратить внимание на то, каким невероятнейшим образом Алиса Вайлерштайн держит смычок. Я понятия не имею, как он вообще у нее в руке при этом держится. И при этом она тоже очень успешная и известная виолончелистка.

image Click to view



Короче, примеров еще много и на других инструментах... Это я так, поделилась первым, что в голову пришло. И к чему я это все...

Я считаю, что не должно быть чего-то правильного или неправильного с точки зрения «школы игры» или подобной мути. Это как детей-левшей особо умные учителя переучивают писать правой рукой, потому что «так правильно». А кто сказал, что так правильно? Должно быть просто удобно и свободно. Даже если при этом пальцы в обратную сторону прогибаются. У меня все.

о классической музыке, виолончель, имхо, фортепиано

Previous post Next post
Up