Пожаловалась недавно мужу, что мол, хожу я на ударные, а мой преподаватель вообще не челленджит меня, как бы это сказать. То, что он мне дает на уроке, я могу разучить либо сразу на уроке, либо на коленке за 20 минут до урока (что я и делаю))). И типа у меня нет стимула* заниматься вообще до самого занятия. И я не занимаюсь. К примеру, в музыкалке в Минске мне давали пьесы как бы «на вырост», по сложности гораздо превосходящую мой уровень, и чтобы хоть что-то более-менее получалось к следующему уроку, приходилось конкретно много заниматься дома.
На что муж напомнил, что советская система музыкального образования (т.е. та, что действует сейчас в Беларуси) - это система, нацеленная на результат и достигаторство. Начиная с младых ногтей дети приучаются к тяжелому труду и им вдалбливается в головы, что если не будешь заниматься - то ты говно. А тут дети занимаются музыкой, потому что им это по приколу. И потому что родители могут позволить.) На них никто тут - боже упаси - не орёт, не бьет скрипкой по голове, не доводит до слёз, не проедает плешь, если ребенок систематически не занимается. Конечно, есть и в Беларуси такие учителя, которые смиренно без упреков и нагоняев выдерживают адские звуки занятия с «неперспективными» детьми. Но разница в том, что с учительскими зарплатами в Беларуси - это скорее акт самопожертвования. В любом случае, как ни крути, в этом и заключается работа учителя - учить, даже если ребенок не занимается.
Но тут от ребенка как бы особо не требуется, чтобы он занимался. Занимается - отлично, будет получать похвалу и восхищение, играть в ансамбле/оркестре, ездить на конкурсы и т.д. Не занимается - ничего ему за это не будет, потому что его родители за это платят нормальные такие деньги. А не за то, чтобы на него орали. Если ребенок уйдет - школа лишится клиента и потеряет в прибыли. В Беларуси же стоимость музыкальной школы - мизерная, и сильно не бьющая по семейному бюджету. Поэтому ребенка через его «не хочу» для его же «блага» заставляют ходить на занятия, где его регулярно заставляют делать то, что он не хочет, и унижают. А потом люди, умеющие играть, допустим, на фортепиано, даже близко к нему не подходят во взрослом возрасте из-за таких «теплых» воспоминаний.
В общем, все познается в сравнении. Я ведь на своих занятиях по ударке действительно кайфую. Если у меня раз за разом на занятии что-то не получается и я как бы хватаюсь за голову, типа в стиле «ну штож я туплю-то так сильно!», то мой учитель Хайко сразу же говорит, что это нормально, у меня все обязательно получится, и т.д. Неважно, как часто и много раз подряд я лажаю, он постоянно искренне и с жаром меня подбадривает! У меня вообще даже закралось чувство, что его даже где-то может и изумляет, что я так реагирую, если у меня что-то не получается. Ну, это ж на подкорке уже у меня, спасибо «родной» беларуской музыкалке.)))
Но конечно похвала гораздо приятнее и гораздо продуктивнее, чем услышать «если бы дома занималась, то и получалось бы все». В итоге каждый раз я ухожу от него просто окрыленная. Хотя казалось бы, чего сложного-то? Вместо того, чтобы гнобить за недостатки, нужно хвалить за достоинства. Мой внутренней ребеночек в восторге.
Click to view
*вообще интересно, что стимул, на латыни stimulus - это палка погонщика слона или острый металлический наконечник на шесте, которым погоняли быка, запряженного в повозку. Как-то вот не хочется больше быть таким быком...