Британский снобизм, классическая музыка и при чем тут Рамштайн

Sep 21, 2021 08:43

Я тут прочитала занятную новость. Британский скрипач Найджел Кеннеди отменил концерт в Альберт Холле из-за того, что радиостанция Classic FM, которая должна была транслировать концерт, потребовала сыграть "Времена года" Вивальди, а не каверы на Джимми Хендрикса, как тот планировал (каверы кстати очень годные!) Короче, разразился скандал.



Classic FM - это одна из самых (если не самая) известная британская радиостанция в мире, транслирующая классическую музыку. У моей тети на кухни всегда на кухне играла именно Classic FM. Очень по-британски и в стиле upper middle class (то есть с легким, но тщательно скрываемым чувством превосходства))). Classic FM обосновали свое требование тем, что такая музыка не подходит для их целевой аудитории. Но там были и другие нюансы. Например, они потребовали, чтобы Кеннеди играл с дирижером, хотя тот обычно играет без него, и сообщили, что выступление будет без репетиции.

Кеннеди отказался играть в итоге вообще и обозвал радиостанцию 'Jurassic FM'. И я вообще его хорошо понимаю. Не то чтобы я о нем до этого слышала (но я не сомневаюсь, что он известный музыкант), но беглый поиск в гугле показал, что Кеннеди когда-то "выстрелил" именно своей записью "Времен года" Вивальди в 1989 году, которая стала одной из самых продаваемых записей "Времен года" в мире. Могу представить, в каком горле они у него уже сидят. Так было, например, в случае с легендарной британской виолончелисткой Жаклин дю Пре и концертом Элгара. Весь мир умирал от восторга, ведь британка так играет британского композитора! Квинтэссенция британскости) Все, соответственно, желали слышать Элгара из-под ее смычка. А ее это в конце концов начало ужасно тяготить, ей-то больше нравился концерт Шумана. И другие вещи она играла просто потрясающе и ничуть не хуже. И этот ярлык с Элгаром на ней так и остался посмертно, к слову.

"Времена года" Вивальди прекрасная музыка, но слышно ее изо всех щелей. Она гармоничная, насыщенная, не очень сложная в восприятии и в исполнении тоже, и ее знает каждый ребенок. На ней организаторам всегда можно заработать легкие деньги, потому что людям, которые не разбираются в классической музыке, особенно приятно слушать в концертном зале то, что они знают и слушали до этого, и поэтому они охотно идут на знакомую музыку. А уж в исполнении Кеннеди, который больше всего бабла срубил на ней, так подавно.

А тут каверы на рок-музыку, а не классический мейнстрим, да еще и с оркестром Chineke!, состоящий из молодых музыкантов с мультикультурным бэкграундом (это первый в Великобритании профессиональный оркестр, где большинство музыкантов черные, азиаты, арабы и представители других не европеоидных рас). Насчет отсутствия дирижера Кеннеди заявил, что он никогда не играл с дирижерами, дескать, он сам в состоянии найти контакт с оркестром и дирижер ему для этого не нужен. И что Берлинcкий филармонический оркестр, один из лучших оркестров в мире, и тот не жаловался. И я кстати в это верю и этому аплодирую (но с оговоркой: чтобы хорошо играть без дирижера, нужен действительно хороший оркестр с чуткими музыкантами, а не зомби, не отрывающие взглядов от нот). А насчет отсутствия репетиции так вообще, где это видано.

В общем, он это все безобразие назвал "музыкальной сегрегацией" и культурными предрассудками и публично отвесил щелчок по носу Classic FM. И правильно сделал, я считаю. Музыка тем и прекрасна, что стирает границы. Ее конечно можно запихнуть в отдельные рамки и ограничить названиями каких-то жанров, но самые удивительные и прекрасные вещи рождаются на стыке этого всего, что характеризуется как новаторство и "нечто неописуемое", тем самым расширяя слушателям кругозор и ломая шаблоны внутри головы. А тут такой плевок в лицо британскому снобизму и нагло всунутая палка в колесо машины по зарабатыванию денег - мало того, что Хендрикс, так еще и без дирижера, да еще и с таким экзотическим оркестром! Кстати, Кеннеди отказался от своего гонорара в пользу оркестрантов, что делает ему огромную честь.

Понятно, что кто платит, тот и девушку танцует. А в бизнесе классической музыки это работает вообще как часы с давних времен. Но уже так тошно, если честно, от этих предрассудков, и от того, что какие-то дяди в костюмах считают, что им лучше знать, какая музыка "достойная", а какая нет. Мне тут внезапно вспомнилось, как 11 лет назад некий "общественный совет по нравственности" пытался запретить концерт Рамштайн в Минске, назвав их музыку угрозой для "хрупкого беларусского самосознания" (цитата) :D Ооооой, не могу! До сих пор очень смешно))) Как раньше писали - "пацталом") Как они себе это представляли - что беларусы послушали бы вживую Рамштайн, и сразу резко захотели бы сменить беларусскую идентичность на немецкую и массово кинулись учить немецкий? :D Так это и так давно уже происходит с их подачи, але! Вообще есть другие причины в здравом уме учить немецкий?!
[Внезапно пришедшая мне на ум конспирологическая теория]
Кстати, я была на концерте Рамштайн. Может, переломный момент в моей жизни начался именно в тот момент, когда я была на их концерте, и круг замкнулся, когда я переехала в Германию и теперь тоже учу немецкий?... Хм.


Я еще понимаю, если бы Classic FM потребовали, чтобы Кеннеди концерт Брамса сыграл. Я бы может и не написала бы вот это все ))) Но "Времена года"... И даже ведь не Пьяццолы, и не Чайковского, а Вивальди! Ну блин же! В общем, я снимаю перед Кеннеди свою воображаемую ковбойскую шляпу. Да здравствует свобода творчества!

о классической музыке, музыка, #91деньпроекта, много букв

Previous post Next post
Up