Известно, что почти все народы имеют самоназвание, которое можно перевести как "люди". И земля, на которой они живут - и есть земля, единственная земля, единственная страна, населенная людьми.
Китайцы называли свою страну Срединной Империей, они считали, что находятся в центре мира, а прочий мир - окраины - не был, по их мнению, и вовсе приспособлен для жизни.
Вот что пишет об окружающем мире Цюй Юань:
Восточной стороне не доверяйся,
Там великаны хищные живут
И душами питаюся людскими;
Там десять солнц всплывают в небесах
И расплавляют руды и каменья,
Но люди там привычны ко всему...
О море он, как будто, не слышал.
И в южной стороне не оставайся!
Узорами там покрывают лбы,
Там человечину приносят в жертву
И стряпают похлебку из костей.
Там ядовитых змей несметно много,
Там мчатся стаи великанов-лис;
Удавы в той стране десятиглавы.
Вся эта нечисть там кишмя кишит,
Чтоб пожирать людей себе на радость.
Человеческие жертвоприношения в "той стране" действительно практиковались.
Про вредоносность запада послушай:
Повсюду там зыбучие пески,
Вращаясь, в бездну льются громовую.
Сгоришь, растаешь, сгинешь навсегда!
А если чудом избежишь несчастья,
Там все равно пустыня ждет тебя,
Где каждый муравей слону подобен,
А осы толще бабочек и черны.
Там ни один из злаков не родится
И жители, как скот, жуют бурьян,
И та земля людей, как пекло жарит...
Воды захочешь - где ее найти?
И помощь ниоткуда не приходит.
Пустыне необъятной нет конца...
Это еще не пустыня - так далеко китайцы пока не проникли; это всего лишь сухая степь.
На севере не вздумай оставаться:
Там громоздятся льды превыше гор,
Метели там на сотни ли несутся...
Об авторе.
Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.), по прозванию Цюй Пин - из города Ин (Инчэн), столицы древнего царства Чу ( местность на северо-западе уезда Цзянлин провинции Хэбэй) в эпоху Чжань-Го (Воюющих Царств). Принадлежал к знатнейшей аристократии царства Чу, приходился родственником правящей фамилии, восходящей к предкам мифического китайского императора Чжуаньсюя. Цюй Юань занимал пост левого министра при чуском правителе Хуай-ване ( 328-299 до н.э.), являлся инициатором политики противостояния усиливающемуся царству Цинь, выступал за антициньский союз с царством Ци. Вследствие политических интриг Циньских чиновников и личных врагов, Цюй Юань был отстранен со своего поста и жил в изгнании до конца своих дней. После того, как Хуай-ван разорвал союз с Ци и заключил союз с царством Цинь, правителю пришлось пожать плоды своей недальновидной политики: циньцы напали на Чу, отторгнув шесть областей, сам Хуай-ван обманом был захвачен и умер в циньском плену (в 296 до н.э.). В 298 г. до н.э. циньцы вошли в чускую столицу Ин. С этого момента царство Чу стало неотвратимо клониться к упадку и через несколько десятков лет было покорено царством Цинь. Цюй Юань бессильно наблюдал за упадком Родины. Последние годы жизни поэта были наполнены смятением, горечью и отчаянием. В знак протеста против бездарных и предательских действий правительства, убежденный в несправедливости всего мирового порядка и потерявший веру в собственные возможности воздействовать на ход событий, Цюй Юань покончил с собой, бросившись в реку Мило (приток Янцзы в районе Санься).
Цюй Юань - поэт мирового значения, известный в истории китайской литературы прежде всего как великий поэт-патриот, выразивший в поэме "Лисао" ("Скорбь изгнанника") и других произведениях горечь за судьбы Отечества и одновременно новое мировоззрение, в котором переживания личной жизни приобретают общемировой смысл. Цюй Юань считается основателем направления индивидуальной, авторской поэзии Китая. Необыкновенная выразительность и фантастические образы его творчества положили начало всему характерному "южному" стилю древней поэзии, памятники которой входят в поэтический свод под названием "Чуские строфы". "Чуские строфы" и "Книга Стихов" являются произведениями реализма и романтизма в поэтической истории Китая. Кроме "Лисао", "Небесные узоры" также является прославленной поэмой Цюй Юаня, в которой автор задает небу 172 вопроса. Содержание вопросов касается таких областей, как астрономия, география, философия, литература и др. Все это отражает сомнение поэта по поводу традиционных взглядов и стремлению к истине. Кроме этого, Цюй Юань написал знаменитый цикл "Девять напевов", который был создан на основе церемониальных песен для жертвоприношения.