скажи, легко ли быть последней,
Психея, бабочка, душа?
ведь с моря дует Нот осенний,
ломая флейты камыша.
в холодный месяц Посидоний
зачем явилась ты на свет
из теплой куколки? ладони
мои тебя согреют, нет?
или, разбуженная Орой,
предвосхитить весну спеша,
скажи: легко быть первой в хоре,
Психея, бабочка, Душа?
(Анатолиос)
Оры, о дщери богини Фемиды и Зевса-владыки!
Вы, Евномия и Дика с Эйреной, счастливые много!
Вешние и луговые, святые, в цветах бесконечных,
Благоухаете, пестрые, вы ароматом цветочным,
Ходите кругом, прелестные ликом и юные вечно,
Соткан из множества разных цветов ваш пеплос росистый.
Вы с Персефоной святой играете вместе в ту пору,
Как возвращают богиню на свет Хариты и Мойры,
Пляску ведя круговую свою Зевсу в радость.
(Орфический гимн)
- - -
Оры унаследовали архаические черты божеств - покровителей урожая и живительных сил природы, выражали идею произрастания, плодородия, отсюда их имена в Афинах: божество весны, роста - Ауксо; лета, цветения - Талло (Фалло, "цветущая"); осени, зрелого плода - Карпо ("изобилующая плодами").
Таким образом, природа ор двойственна. Они охранительницы порядка как в природе, так и в обществе. Будучи дочерьми Фемиды, богини справедливого законодательства, они упорядочивают жизнь человека, вносят в нее установленную периодичность, наблюдают за ее закономерным течением. Но также оры - и богини плодородия и времен года. Связь с природой сохранялась в их внешнем облике: они изображались жизнерадостными девами с цветами и растениями в руках.
Перенесенные на Олимп, оры были отданы в услужение Гере, которая первоначально мыслилась как богиня земли и считалась строгой охранительницей неизменного порядка в природе и человеческих отношениях. Им поручалось скрывать обиталище богов от посторонних глаз. В "Илиаде" Гомера оры стерегут облачные врата Олимпа, заботятся о колеснице Геры и кормят ее коней.
Также оры оказывали услуги Гелиосу, помогая ему впрягать в солнечную колесницу нетерпеливых коней. Их можно было увидеть и в свите Афродиты; вместе с харитами они были участницами пышного и шумного шествия Диониса.
В поздних легендах одна из ор, получившая имя Хлорида (в Риме ей соответствовала богиня Флора), была отдана в жены благодатному западному ветру Зефиру и стала рассматриваться как олицетворение весны.
Флора. Эвелин де Морган
- - -
Нот (Нотос) - бог южного ветра, сын Астрея и Эос, брат Борея (северный ветер), Зефира (западный) и Евра (восточный). Ветер, приносивший туманы и дожди. Именно этот ветер по приказу Зевса, решившего наказать людей, пригнал на землю темные дождевые тучи, и начался потоп, после которого выжили всего два человека (Девкалион и Пирра).
- - -
Психея, Психе (греч. "душа", "дыхание") · олицетворение души, дыхания. Психея отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря.
В понятие о душе различными народами вкладывалось различное содержание, вплоть до представлений о том, что у человека несколько душ.
Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства Древней Греции или в виде молодой девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово "психея" означает "душа" и "бабочка". Психея изображалась и как летящая птица.
- - -
Предки бабочек появились на земле 260 млн. лет назад; средняя жизнь бабочки не превышает двух месяцев. На земле они наследники цветов. Большинство из них можно назвать оседлыми. Но существуют и мигрирующие виды (мы предпочитаем говорить о путешественницах, т.к. они не возвращаются туда, откуда пришли), стаи которых внезапно покрывают корабли или садятся на волны океана. Наполеон жаловался на сфинксов со Св. Елены. Есть бабочки, добирающиеся с экватора до мыса Норд...
Я видел, как на фоне огромного айсберга из почти разрушенного ангара, в котором Нобель на Шпицбергене укрывал свой дирижабль, вылетают маленькие бабочки.
Их находят даже на горных вершинах Гималаев. Они видят только на метр перед собой: своих самок они обнаруживают, потому что те испускают запах. У них есть только оборонительное оружие, прежде всего, это мимикрия. И, вероятно, огромная проблема: инстинкт. Вы знаете, что гусеницы следуют друг за другом, одна одной, затем две за двумя, три за тремя и т.д. Вы убираете предводителя: другая гусеница занимает ее место и процессия снова отправляется в путь.
(А. Мальро)