"Половина лжи, - говорила Раневская, - которую распространяют обо мне, не соответствует действительности". Когда актрису попросили написать автобиографию, она начала так: "Я - дочь небогатого нефтепромышленника…"
Фаина Георгиевна Раневская родилась 15 (по старому стилю), 27 (по новому стилю) августа 1896 года в г. Таганроге в большом двухэтажном доме из красного кирпича на Николаевской, 12, в состоятельной еврейской семье. "…Я вижу двор, узкий и длинный, мощеный булыжником. На дворе сидит на цепи лохматая собака по прозвищу Букет. Букет всегда плачет и гремит цепью. В черном небе - белые звезды, от них светло…"
Отец - Фельдман Гирши Хаймович - был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама - Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова [из некоторых источников - Валова]). "Существует понятие 'с молоком матери'. У меня - 'со слезами матери'. Мне четко видится мать, обычно тихая, сдержанная,- она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери - газета: '…вчера в Баденвейлере скончался А.П.Чехов'…"
В семье было четверо детей - два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.
Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. "Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…" В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. "Ненавидела гувернанатку, ненавидела бонну немку. Ночью молила бога, чтобы бонна, катаясь на коньках, упала и расшибла голову, а потом умерла. Любила читать, читала запоем. Над книгой, где кого-то обижали, плакала навзрыд, - тогда отнимали книгу и меня ставили в угол…"
"В городе, где я родилась, было множество меломанов. Знакомые мне присяжные поверенные собирались друг у друга, чтобы играть квартеты великих классиков. Однажды в специальный концертный зал пригласили Скрябина. У рояля стояла большая лира из цветов. Скрябин, выйдя, улыбнулся цветам. Лицо его было обычным, заурядным, пока он не стал играть. И тогда я услыхала и увидела перед собой гения. Наверное, его концерт втянул, втолкнул душу мою в музыку. И стала она страстью моей долгой жизни…"
"Лет с 14 начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле 'Вишневый сад' А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет.
Кстати, псевдоним 'Раневская' именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: 'Как красиво они летят!'. Ее спутник тогда заметил: 'Вы совсем как Раневская'. Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.
Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло (А.Н.Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она участвовала в любительских спектаклях. Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству".
Ф.Г.Раневская позже писала: "В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки".
Во время революции вся семья Раневской эмигрировала на собственном пароходе; Фаина осталась и стала актрисой.
Так выглядит дом в Таганроге, где родилась Фаина Георгиевна.
К сожалению, здесь нет музея. Материалы хранятся в историко-краеведческом, здесь же пока живут люди, расселить которых город не может - ввиду отсутствия на это средств. Житель одной из квартир, профессор Заграй, не отказывается провести жаждущих внутрь, показать, где жила семья Раневской и она сама.
На доме есть мемориальная табличка:
Любопытно, что актриса названа здесь Григорьевной (а не Георгиевной). Хотя ее отца звали Гирши - и оба варианта можно, наверно, принять... Он был старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. Здание синагоги не сохранилось, выглядело оно так:
А вот Мариинская гимназия, где мучилась в свое время Фаина, это и сейчас гимназия:
Учились здесь и подруга Цветаевой поэтесса Софья Парнок, и художница Блонская...
Вот что пишет Наталья Ковалева, "АиФ-на-Дону", 22 августа 2006 г.:
Фаину Георгиевну очень радовало то обстоятельство, что я из Новочеркасска: «Это рядом с моим Таганрогом, деточка, совсем рядом!» А узнав, что я не раз бывала и в самом Таганроге, великая актриса и вовсе сентиментально прослезилась:
- Вы бывали в домике Чехова, Наташа? Так вот, а наш дом совсем-совсем рядом! Я ведь до сих пор люблю и наш дом, и наш двор! Интересно, что стало теперь с моей гимназией, изменилась ли набережная и вообще: как там мой родной Таганрог?
Помолчав, Фаина Георгиевна грустно вздохнула: «Ну какая из меня москвичка, если я и по сей день вижу во сне то донской степной ковыль, то наше мелкое Азовское море…»
Таганрог не так уж близко от Новочеркасска, а домик Чехова - от дома Раневской. Но ближе, ближе, чем Москва. Фаина Георгиевна переписывалась с музеем истории школы - прежде и ныне Мариинской гимназии, ее письма и другие реликвии продолжают в нем храниться.
О Софье Парнок см.:
http://meotis.livejournal.com/19405.html http://meotis.livejournal.com/19563.html Прим. В начале текста использованы материалы сайта faina.narod.ru.