После Маринатоса десятилетиями утверждали, что гибель минойской цивилизации связана с извержением на Санторине. Но после 1980 года эта теория была забракована. Собравшиеся несколько лет назад в Фире археологи пришли к согласию по двум пунктам:
1) главное извержение произошло в конце 17 в. до н.э., около 1620-1600 г.
2) что разрушение новых дворцов Крита - Кносс будто бы не был разрушен - около 1450 г. до н.э. имеет другую причину.
На Крите, как считается, наблюдалось три деструкции с периодом в 70-100 лет. Первая, в 1620-1600 г. имела малый масштаб и дворцы были немедленно восстановлены и функционировали в течние следующих 70-ти лет. Вторая, такого же масштаба, произошла около 1520-1500 г. до н.э. и привела к тому, что некоторые дворцы и др. минойские центры были оставлены (Галатос, Амнисос, Вафипетро, Ситея). Третья катастрофа была самой страшной. За исключением Кносса, все дворцы, виллы "местных правтителей" были уничтожены пожаром. Характерным примером является Миртос: разрушен и сгорел только "мегарон", тогда как дома в поселении остались незатронуты катастрофой и остались жилыми.
Предполагались различные причины для объяснения этого. Извержение, землетрясения, завоевание микенцами, военные предприятия внутри Крита и за его пределами. Все это может быть верным - отчасти или все вместе, но скорее всего истинная причина падения минойской цивилизации содержится в самом минойском обществе и его экономике.
Сельскохозяйственное и ремесленное производства, бывшие источником бартерной торговли, достигли своего предела. Появилась конкуренция со стороны греков. Возможно сокращение сырья. Очевидно, что воцарилась нестабильность, так как некоторые центры цивилизации оказались покинуты, некторые - нет.
Почти хаотическая ситуация, конечно же, была использована жителями Арголиды, имевшими связи с минойцами и находившимися под их влиянием. Пришельцы утвердились в Кноссе, столице острова, в течение следующего столетия.
1450 г. до н.э. Минойские центры Фест, Агия-Триада, Малья, Тилиссос, Вафипетро, Ниру, Амнисос, на востоке Крита - Гурния, Псира, Палекастро, Закрос - обращены в руины. Кносс тоже пострадал (от пожара).
Считается, что все эти центры были уничтожены одновременно, а последняя деструкция, включающая Кносс, имела место позднее, около 1400 г. до н.э. Трудность принятия этого взгляда состоит в том, что слой последнего разрушения Кносса содержал керамику дворцового стиля, а в последний слоях других центров - позднеминойская керамика. Это считали локальной, а не хронологической разницей. Недавние раскопки Худа в минойских домах в Кноссе доказали, что здесь тоже было разрушение 1450 г. Находки сравнимы с теми, что обнаружены в погибших в то же время минойских центрах.
Но Кносс - перешел в следующую стадию своего существования.
Понятно, что нестабильность на Крите сопровождалась вторжением ахейцев. По Худу, разрушения произведены этим завоеванием, а не природными причинами, хотя другие считают, что эллинизация династиии прошла мирно - возможно, через браки между правящими домами. В любом случае видно, что в короткое время после катастрофы на Крите произошли политические изменения, и это объясняет, почему критяне так и не восстановили своих дворцов.
Те из населения, кто не бежал, пострадали не только от продолжиающегося кровопролития, но от плена и вывоза заграницу. Вряд ли разрушение и гибель всех сакральных центров могла пройти мирно. Отдаленные места, трудные для контроля, как Закрос на востоке Крита, не были немедленно необходимы микенцам, установившим свои собственные коммуникации с Востоком.
Так погибла одна из самых интересных и самая древняя цивилизация в Европе.
Микенцы, однако, многое усвоили от своих минойских соседей и предшественников, так культурная эстафета была передана в Элладу.
Критская великая богиня. Над головой - лабрис и бычьи рога. По бокам - грифоны.
Микенский "трон" в Кноссе. По бокам - грифоны.
"Львиные ворота" в Микенах.
Минойское линейное письмо А.
Микенское линейное письмо B.