Когда-то в "Повести о жизни" Паустовского мне запомнилось четверостишие Константина Липскерова, которое там процитировано:
На земле нету места, грозней твоего Регистана,
на земле нету места его голубей и нежней.
Возле синих преддверий читают стихи из Корана,
винограды лежат под копытами мирных коней.
Это книга "Песок и розы".
Да и Михалков не был единственным автором текста советского гимна. Его соавтор Эль-Регистан умер в 1945-м. Эль-Регистан - не фамилия, псевдоним. Взятый по названию главной площади Самарканда, города барсов.
Россия теперь отделена от бывших советских республик. И мы как-то потеряли - ментально - то пространство, которое было нашим. Мы теперь мало чем интересуемся за пределами своей урезанной страны, достаточно взглянуть теленовости. А это большая потеря.
Самарканд - столица Тимура. Самарканд - ровесник Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к I тысячелетию до нашей эры, именно в них таятся остатки Мараканды - главного города древней страны Согд. Эту твердыню армия Александра Македонского атаковала в IV веке до н.э.
А сердце Самарканда - голубая площадь Регистан.
Справка:
Регистан - «сердце» древнего Самарканда в Узбекистане. Название переводится как «песчаное место». Говорят, это название произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял на показ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, и где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.
Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства, это замечательный образец архитектурного оформления главной площади города.
В составе ансамбля три медресе: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля Кори (1646-1660). Соединение на одной площади сразу трёх монументальных медресе не имеет аналогов не только в Средней Азии, но и за её пределами.
Разным строениям на площади Регистан в среднем по пять сотен лет, и время потихоньку выполняет свою разрушительную работу. Реставрационные и исследовательские работы начались здесь еще в начале прошлого века. Особенно интенсивными они стали в пятидесятые годы. Постепенно восстанавливались подробности истории возведения, перестроек и ремонтов. Работы велись много лет, потому что размах их был колоссальным. Стягивались металлическими креплениями расходящиеся стены и давшие трещины купола, небольшими кусками вычищались и заменялись подпорченные годами кирпичи и штукатурка, восстанавливались своды, недостающие утраченные детали, реставрировались декоративные облицовки. А еще - выпрямлялись минареты.
Первым, еще в 20-х годах прошлого века, накренился, грозя вот-вот рухнуть, северо-восточный минарет медресе Улугбека. В 1922 году была проведена беспрецедентная акция: впервые в мировой практике минарет весом 400 тонн подняли на домкраты, выпрямили, повернули вокруг своей оси и поставили на место.
Сорок два года спустя, в 1964 г., акция повторилась - уже с юго-восточным минаретом: накренившуюся башню с примыкающими к нему пилонами весом около тысячи тонн за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов приподняли над фундаментом и выпрямили.
До середины 80-х годов прошлого века улицы Регистанская и огибающая Регистан Ташкентская были полны народа и всевозможного транспорта. На самой площади проводились различные праздничные торжества, толпы туристов собирала грандиозная цветомузыкальная звукопанорама, величественные звуки которой разносились по всей округе: "Я - Регистан, сердце Самарканда..." Рядом с площадью располагался кинотеатр имени Навои, частенько собиравший со всего города поклонников индийского кино. Неподалеку был ресторан "Юбилейный", улицы были уличных продавцов лепешек, жареной рыбы и всякой всячины. Все это, по мнению экспертов, губительным образом сказывалось на состоянии Регистана, в связи с чем власти приняли серьезные меры. Проезд автомашин по улице Ташкентской был запрещен, а чтобы людям, направлявшимся к Сиабскому базару, облегчить путь, запустили повозки с осликами. Праздничные мероприятия проводятся теперь на специально построенной для этого площадке. Исключение делается только для особо торжественных случаев, вроде международного фестиваля "Шарк тароналари". Кинотеатр и ресторан снесены, в магазинчиках по Ташкентской сегодня торгуют только национальной обрядовой одеждой и сувенирами, которые могут представлять интерес разве что для туристов. По сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века сегодня район обезлюдел. Зато для площади Регистан такое положение во благо: ее минареты не сотрясает транспорт, а медресе не пропитываются влагой и запахом жареной снеди.
Картина Верещагина
Фотография Прокудина-Горского
Верещагин. Двери Тимура
А вот и сам Тимур, Амир Тимур, Тамерлан
Строчку Липскерова ("Винограды лежат под копытами мирных коней") мне всегда хотелось заменить на "винограды лежат под копытами стройных коней". В память о замечательной, самой древней культурной, породе - ахалтекинцах, конях Парфии и Бактрии, которым, как говорят, уже 5000 лет.