Варвары

Oct 15, 2007 22:15

Варвары ревниво относятся к цивилизации. Главный варварский инстинкт - пограбить цивилизацию.

Варвары разграбили Рим. К тому времени был построен Второй: Константинополь. Почти тысячу лет наследники великой империи сдерживали набеги соседей. В свое время Восточная Римская империя, известная нам более под именем Византии, простиралась от Испании до Месопотамии; Венеция и Сицилия, Египет и Сирия, Армения, Грузия, Балканы и Крым - все было под византийским влиянием. Когда пришел час ислама и арабы из пустыни явились, чтобы распространить по миру учение Пророка, одна лишь Византия устояла на пути этого движения. И оставалась самой могущественной державой вплоть до 11 века.

Византийцы были хранителями. Они унаследовали античную науку, искусство, литературу, архитектуру, право. Кодекс Юстиниана - образцовый юридический свод - это кодекс византийского императора. Огромные стены, остававшиеся неприступными до появления тяжелой осадной артиллерии, акведуки, ипподром, Большой императорский дворец, университет и библиотеки, больницы и термы, самый крупный на протяжении более чем тысячелетия христианский храм - это все Византия. Античные статуи соседствовали с золотыми мозаиками и иконами. А греческий огонь - этот напалм средневековья, не раз спасавший окруженный ваварами город, - боевые машины и закованные в броню конники не исключали цивилизаторской миссии: византийцы дали славянам и религию, и саму письменность.

Под сводами Святой Софии ходила княгиня Ольга.

Север и юг, запад и восток, все объединяла Византия. В этом были ее преимущества. В этом и ее слабость.

Мир западных варваров был так же для нее опасен, как мир наступающего ислама. В то время как на востоке появились турки, с запада империю атаковали номанны. Норманны были отброшены, но Италия потеряна для империи, а туркам пришлось уступить Анатолию - житницу и источник людских ресурсов.

Единоверцы - ведь варвары, осевшие в Италии, да и в Германии, Франции и везде в Европе, все были крещены, но католиками (уже произошел разрыв между церквями и Папа объявил себя выше императора) - относились с завистью к старой империи. Здесь находился император - истинный наследник Августа и Константина, а не потомок самозванного Карла Великого. Здесь был заложен камень в основание новой столицы величайшей империи мира. Здесь были все богатсва, все святыни и все знания, собранные со времен прежнего Рима. И Четвертый крестовый поход обратился против нового Рима, как некогда варварские предки атаковали Рим прежний, Первый.

Участник похода Виллардуэн описывает глубокое впечатление, произведенное на крестоносцев видом византийской столицы: "Так вот, вы можете узнать, что они долго разглядывали Константинополь, те, кто его никогда не видел, ибо они не могли и представить себе, что на свете может существовать такой богатый город, когда увидели эти высокие стены, и эти могучие башни, которыми он весь кругом был огражден, и эти богатые дворцы, и эти высокие церкви, которых там было столько, что никто не мог бы поверить, если бы не видел собственными глазами, и длину, и ширину города, который превосходил все другие города”.

В Италии уже, конечно, пробуждалась цивилизация. Но участники похода были людьми все же еще довольно дикими, грубыми и необразованными, несмотря на их часто знатное происхождение. Нельзя сказать, что грех очень уж смущал их алчные души. Папа Римский запретил крестоносцам под угрозой отлучения от церкви трогать греков и грабить храмы, но жажда наживы так сильна у варваров, что не способна отступить даже перед угрозой вечной смерти. Впрочем, и сам Папа обратил ситуацию себе на пользу. Константинополь был взят, ограблен и поруган. Рыцари, солдаты, монахи и аббаты вынесли, сломали, продали все подчистую. Сожгли книги. Содрали оклады. Выковыряли золотую смальту. Древние статуи разбили и пустили на монеты. Ободрали на цветной металл обелиск Константина.

Насилия, творимые в Новом Риме крестоносными варварами, превысили те, которые Великому Городу еще предстояло пережить после взятия турками.

Никита Акоминат посвящает павшему городу обращение со ссылками на ветхозаветный "Плач Иеремии" и псалмы: "О город, город, око всех городов, предмет рассказов во всем мире, зрелище превыше мира, кормилец церквей, вождь веры, путеводитель православия, попечитель просвещения, всякого блага вместилище! И ты испил чашу гнева от руки Господней, и ты сделался жертвой огня, еще более лютого, чем огонь, ниспавший древле на пять городов!"

Удар, нанесенный единоверцами, был таким тяжелым, что Византия от него уже никогда не оправилась.

Украденное - а украли из Константинополя ценности прежде всего итальянцы, понимавшие в искусстве все же больше, чем другие, - украденное сохранилось. Сохранились кони, приписываемые великому древнегреческому скульптору Лисиппу. Сохранилась статуя одного из императоров, вывезенная в Италию, утопленная по дороге в море и поднятая наконец.

Но многое погибло.

Погибла, вероятно, сама капитолийская волчица, тотемный символ Рима, привезенный в Новый Рим, Константинополь, многочисленные копии которой дошли до наших дней.

Погибли статуи зодиаков и крылатые сфинксы. Конные скульптуры Диоскуров, чьи кони опирались на землю лишь задними копытами, постигла, по всей видимости, та же судьба. Бронзовая позолоченная 6-метровая статуя Фортуны, стоявшая на Золотых воротах Константинополя, также была разбита крестоносцами и пущена на монеты. Статуя возничего и статуя невзнузданного коня с ипподрома - разбиты крестоносцами и пущены на моенты. Статуи африканских слонов, выполненые в натуральную величину и стоявшие на Элефантинных воротах Большого иператорского дворца, - разбиты крестоносцами и пущены на моенты. Статуи Париса и Афродиты - разбиты крестоносцами и пущены на монеты. Статуя Геракла с Немейским львом, по-видимому, работы Лисиппа - разбита крестоносцами и пущена на монеты. Колосс Геры, стоявший на форуме Константина, вероятно, работы того же Лисиппа - разбит крестоносцами и пущен на монеты. Одна голова богини была так велика, что ее осколки заполнили 4 повозки. Елена Прекрасная, Геракл Тригеспер, солнечные часы в виде орла и змеи - разбиты крестоносцами и пущены на монеты. На монеты пошла и конная статуя Теодориха, и статуя осла и погонщика, установленная Августом в память о битве при Акции.

Лишь квадригу Лисиппа и диппий - пару вздыбленных коней - утащили с собой венецианцы, покидая разграбленный город. Четверка коней, бывшая квадригой Апполона в Дельфах, кочевала с одной императорской триумфальной арки на другую - вплоть до наполеоновской, но была возвращена венецианцам и покоится ныне в музее собора Святого Марка.



Квадрига Аполлона.



Вот эти кони в Венеции.

Город-светоч, Константинополь был крупнейшим городом христианского мира. Цивилизация не прерывалась там со времен древнего Рима. И если бы не неотесанные крестоносные воины, Папе Римскому не на что было бы сегодня молиться. Ватиканские святыни - в значительной мере плод того самого грабежа.

Западноевропейцы, как правило, не любят Византию. Да и за что можно любить империю? Ее просто вычеркивают из истории - это мертвое образование, ничего не давшее миру.

Эта мысль, конечно, успокаивает совесть потомков варваров.

Немногим более века назад искусству Византии отказывали в какой-либо ценности.

Воспитанные в западных традициях, начиная с петровской вестернизации, искусству Византии, как и древнерусскому искусству, отказывали в какой-либо ценности и сами русские, в самой России - единственном оставшемся независимым после падения Константинополя православном государстве. И только в начале 20-го века начинается открытие древнерусской иконописи.

Искусство Византии - преимущественно христианское искусство, в котором преобладало абстрактное начало, а внутреннее содержание было важнее сходства с натурой. И все же это было фигуративное искусство, никогда не отрекавшееся от наследия античности. В тоже время оно было зрелым и развитым, интеллектуальным и сложным. И существовало оно на огромной территории - в Александрии, Антиохии, Иерусалиме, в Италии и на Балканах, в Закавказье и в Крыму - на протяжении длительного времени.

Общая площадь византийских фресок и мозаик такова, что этот размах не был превзойден и в Италии эпохи Возрождения.

Резьба по слоновой кости и стеатиту, перегородчатая эмаль и станковая живопись на досках, книжная миниатюра и шелковые ткани, - даже ремесленные изделия становились художественными произведениями не меньше, чем живопись и скульптура.

Все самое прекрасное, изысканное и совершенное в этом искусстве связано с погибшим главным городом империи - Константинополем.

Империя уничтожена. Вся. Лишь отдельные памятники остались от нее. Мозаики в Сирии. Церкви в Сицилии. Колонны в Крыму. Святая София Константинопольская. Собор Святого Марка в Венеции. Сан-Витале и Святой Аполлинарий в Равенне. Святая Гора Афон. Храмы Армении и Грузии. Киевская Святая София - и икона Владимирской Богоматери.

Вот она. Это 12 век, константинопольская работа. Скорбная Мать с Сыном.



Город погибнет от меча западных христиан.

Потом будут турки. Им достанутся уже остатки. Последние потери византийской архитектуры связаны с войной 1922 года, когда расстреляют древние церкви.

И лишь потом придет Кавафис:

И каждый раз, когда вхожу я в греческую церковь
с благоуханьями ее, сияньем, песнопеньем,
с многоголосьем литургий, священников явленьем -
само величье строгий ритм диктует их движеньям,
их жесты свыше им даны, их облаченье свято,
лампад сияньем, жаром свеч убранство их объято, -
и в этот час объят мой дух величьем нашей Византии,
культурой моего народа, великого когда-то.



Мистра, Пелопоннес, Греция. Последний византийский оплот. Единственный действующий монастырь в покинутом средневековом городе.



Святой воин.                                                          Памятник в Мистре.



Папа Иннокентий.



Крестоносное воинство. Христос с мечом в зубах.



Голова Афины.



Конная статуя Константина. Реконструкция.



Неопознанный император, вывезенный в Италию и тонувший в море.



Башни и стены Константинополя.



Ипподром. Реконструкция.



Ранневизантийская мозаика в Равенне, Италия.



Артемида. Слоновая кость.



Книжная иллюстрация. Давид.



Византийский шелк. Конный император.



Византийский шелк. Египет.



Икона, энкаустика, 6 в.



Святая София.



Мозаика ближе.



Святая София. Люстры внизу.



Святая София. Мозаика.



Ближе.



Церковь монастыря Хора, Константинополь. "Палеологовское возрождение".



То же.



Мозаика. Дафни, близ Афин, Греция.

---
Частично использованы иилюстрации с сайта Византийская держава.

Византия, искусство

Previous post Next post
Up