В ОЖИДАНИИ ВАРВАРОВ
- Чего мы ждем, сошедшись здесь на площади?
- Да, говорят, придут сегодня варвары.
- Так почему бездействие и тишина в сенате?
И что ж сидят сенаторы, не пишут нам законов?
- Да ведь сегодня варвары придут сюда.
Сенаторам не до законов более.
Теперь писать законы станут варвары.
- А император наш зачем, поднявшись рано утром,
У главных
(
Read more... )
"...Поэт облюбовал в античности период, известный разве что специалистам, - те два-три века космополитического существования, которые последовали на грекоязычном Востоке за смертью Александра Македонского. Его восприятие древности не совпадает с нашим. Мы унаследовали от Рима, Возрождения и академизма XVIII столетия героизированный, классический образ Греции, беломраморную Элладу. Для нас средоточие греческой истории - афинский Акрополь. А для Кавафиса античность это Александрия, Малая Азия, отчасти Византия, - путаная вереница греческих миров, далеко уводящая от нашего так называемого золотого века и все же сохраняющая с ним живую связь. Напомню, что долгие годы мы презрительно равняли все александрийское с декадансом. Между тем, именно при наследниках Александра, в Александрии и Антиохии сложилась та, выплеснувшаяся за стены полиса греческая цивилизация, в которой смешались дары самых разных земель и принадлежность к культуре стала важней принадлежности к народу. "Греками, - писал уже Исократ, - мы зовем не только тех, в ком течет наша кровь, но и тех, кто блюдет наши обычаи". Кавафис всем существом принадлежал к этой цивилизации койне, общедоступного языка - к гигантской Греции, раскинувшейся далеко за пределы архипелага силой не столько завоевания, сколько проникновения, к той терпеливо возводимой и век за веком перекраиваемой общности, чьим воздействием и по сей день живет Левант моряков и торговцев...
Быть или стремиться стать греком это судьба, и мы находим у Кавафиса всю гамму движений духа при встрече с этой судьбой - от гордости в "Эпитафии Антиоху, царю Коммагены" до иронии в "Греколюбе". Его короткие стихотворения, многосоставные как палимпсест, но сосредоточенные всего лишь на двух-трех темах - эрос, политика, искусство - и отмеченные всегдашней, смутной и абсолютно неподражаемой красотой, какую видишь в горячих глазах фаюмских портретов, с непобедимых упорством глядящих прямо на тебя, - куда меньше различаются эпохами, чем объединены атмосферой". Маргерит Юссенар.
Он родился в Александрии, жил в Константинополе...
Reply
Reply
Leave a comment