Наука и религия

Feb 01, 2007 12:48

"Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, - только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны - пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим".

Патриарха Алексий II.

"16-летняя школьница Маша Шрайбер, истица по первому в России анти-дарвинскому процессу, бросила 148 гуманитарную гимназию, чтобы не изучать теорию эволюции, которая оскорбляет ее религиозные чувства.

Не желая оканчивать школу и получать аттестат, она уехала в Доминиканскую республику, чтобы там совершенствовать свой испанский. Отец Маши, Кирилл Шрайбер, одобряет выбор дочери и сам продолжит защиту ее интересов в суде.

25 октября 2006 года в Октябрьском федеральном суде города Санкт-Петербурга состоялось первое заседание по иску с требованием запретить в школах преподавание теории эволюции и ввести в учебные программы иные концепции происхождения человека.

Решение по иску отложено до 21 февраля 2007 года".

Правая.ru, православно-аналитический сайт.

Маша хотела, чтобы эволюционизм не преподавали "как доминирующий". Т.е. дети должны, видимо, познакомиться со "всеми альтернативами".

Вообще школьников учат ответам. Истинам. Очень редко, практически никогда - правильной постановке вопроса. И вряд ли путаница в головах детям поможет.

Но что же тогда? Нужен ли вообще в школах научный подход? И сама наука? Ведь если быть последовательным, то не должно существовать ни генетики, ни палеонтологии, ни астрофизики... Недавнее лицезрение полок с научной литературой и навело меня на эту мысль - ничего этого быть не должно.

И науки быть не должно.

Во всяком случае, для Маши. "...пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим", - Патриарх.

Делится ли наше общество, как и Западное, на тех, кто задает вопросы, и тех, кто принимает ответы? Разве не относится большинство к "чудесам науки" суеверно: пользуются мобильным телефоном, но не понимают, как он работает? Не слишком ли много шарлатанов? И не становятся ли ученые той замкнутой кастой, которую было так легко линчевать - когда-то на улицах древней Александрии?

Биологи между тем продолжают работать. Конечно, все это догадки, поиск, а школьников не учат тому, что наука - это поиск, школьников учат "истинам".

----------------------------------------------------------------
Ученые из Гарвардского университета в США доказали, что эволюция животных может происходить в течение считанных месяцев. Согласно публикации в очередном номере журнала Science, такой вывод следует из опытов, поставленных на двенадцати крошечных островках на Багамах.

В роли подопытных выступали обитающие на этих островках ящерицы определенного вида. Оценив размеры их популяции, ученые запустили на половину островков других, хищных ящериц, а остальные островки оставили для контроля в первозданном виде.

Биологи предполагали, что, столкнувшись с хищными чужаками, местные ящерицы начнут от них убегать и прятаться в деревьях и кустах. Соответственно, сначала преимущество в выживании среди них должны будут иметь наиболее длинноногие и прыткие, а затем - более коротконогие, которым легче протискиваться среди сучков и листьев.

Оба прогноза подтвердились. Через полгода популяция подопытных ящериц сократилась более чем вдвое, и выжившие особи как правило были более длинноногими, чем на соседних островках, где хищников не было. Еще через полгода ящерицы, как и ожидалось, стали сравнительно более коротконогими.

Судя по откликам на научную работу, едва ли не главным ее результатом стало само подтверждение того, что экспериментальная проверка действия эволюционных механизмов в принципе возможна, сообщает ИТАР-ТАСС. Разумеется, удивило ученых и то, насколько быстро происходило приспособление живых существ к новым условиям обитания.

---------------------------------------------
Самые любвеобильные обезьяны в мире живут в лесах Конго. Вместо того чтобы ссориться и соперничать, они просто любят друг друга "до смерти".

Обезьяним родом командуют самки, но самцы, любопытные и резвые, никогда не расслабляются, хотя они и не такие "мачо", как шимпанзе. Но умным и веселым бонобо грозит исчезновение: их осталось всего 20 тысяч особей. Для ученых это особенно тревожно, поскольку, как они утверждают, бонобо - самые близкие к человеку приматы на ступени эволюции.

Вымирание бонобо станет большим несчастьем не только для феминисток, пацифистов и геев, для которых любвеобильные, а также миролюбивые и отходчивые во всех вопросах, не касающихся секса, обезьяны, к тому же живущие в матриархате, являются просто предметом обожания. Бонобо, независимо от того, является ли секс панацеей (средством от всех болезней), действительно могут научить нас многим вещам, в первую очередь терпимости и сотрудничеству - ценностям, крайне полезным для выживания.

Голландский зоолог и этолог Франс де Вааль, преподающий в Соединенных Штатах (штат Атланта) - один из почитателей обезьян бонобо. В настоящее время в Италии проходит презентация его новой книги о "социальных" обезьянах под названием "Обезьяна, которую мы знаем: Прошлое и будущее человеческой природы", сообщает La Stampa .

"Настало время прекратить описывать природу как историю окровавленных клыков и когтей, как борьбу за выживание, - говорит де Вааль, который провел значительную часть жизни в джунглях и зоопарках. - Столь шумно разрекламированному закону джунглей, преувеличенному значению соперничества и эгоизма я хочу противопоставить важность сотрудничества, сопереживания, присущих бонобо, которые помогают им жить лучше".

Иными словами, даже если люди "биполярны", т.е. хрупки и умны, как бонобо, и одновременно агрессивны, как мощные шимпанзе, они должны осознать, что им, как и их "генетическим родственникам" бонобо, присущи чувственность и предрасположенность к мирному нраву. "Неправда, что внутри мы жестоки и аморальны, что человеческая доброта - это выдумка, - говорит де Вааль. - Мы не одиночки, которые были вынуждены объединиться, как полагал Гоббс с его афоризмом "Homo homini lupus est" ("Человек человеку волк")". Даже если свободная любовь бонобо - это утопия, которую некоторые попытались безуспешно реализовать в 60-е годы в коммунах, то "мы можем научиться тому, чтобы сопереживание укоренилось в нас. Религия и этика (не делать другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой) предписывают то, на что мы уже запрограммированы". "Как может быть иначе?" - риторично убеждает де Вааль.

Действительно, карликовые шимпанзе бонобо стоят ближе всех приматов к человеку и в последнее время их все чаще сравнивают с ранними гоминидами (предками человека и обезьяны). Так, общность генов между человеком и бонобо составляет 98%. Но шимпанзе не просто "отделились", а прошли собственный путь эволюции - не менее извилистый, чем путь предков людей. И многие "обезьяньи черты" - результат специализации, которой еще не обладали древние антропоиды. Что касается бонобо, то они, вероятно, продвинулись на пути "превращения в обезьяну" слабее, чем шимпанзе.
-----------------------------

наука

Previous post Next post
Up