Несчастна та страна...

Dec 13, 2006 18:54

Я не пишу о политике. Приходится повторить. И все же она очень назойлива.

Политика - это русский спорт; русские, как правило, делятся на команды болельщиков и радостно вступают в словесные схватки. Веселие Руси...

Чем бы дитя ни... Все эти схватки, на мой взгляд, не более чем виртуальная реальность. Да и сами партии, знамена и лозунги - не такая уж важная штука.

Когда-то Солона спрашивали, какое государственное устройство самое лучшее. И он ответил: смотря для кого, где и когда. Я придерживаюсь того же релятивизма.

Реальность - ее надо уважать. Как надо уважать всякий физический факт. И если общество существует в какой-то форме - значит, эта форма для него достаточно естественна, как бы кому-то лично она ни была противна.

Несчастна та страна, которая нуждается в спасителе. Независимо от того, каков этот спаситель - хорош он или плох.

Общество, неспособное к самоуправлению, непременно придет к диктатуре. Тот, кто не может играть по правилам, к соблюдению правил - уже навязанных - будет принужден.

Русские организованней китайцев. Когда подходит поезд метро, жаждущие попасть в вагон пассажиры расступаются, чтобы выпустить тех, кто внутри. Китайцы - нет. Они хотят в вагон - и они ломятся в вагон. Возникающая пробка надолго задерживает тех и других. И только командный голос из громкоговорителя способен навести тут порядок. Будни китайского метро.

Россия. Главный - практически официальный - телевизионный канал. Устами штатного пропагандиста Михаила Леонтьева восхваляет ушедшего в мир иной генерала Пиночета.
Несчастна та страна...

Когда-то любовь российских либералов и демократов к чилийскому диктатору казалась мне, по меньшей мере, странной. Не Вашингтон, нет. Не Джефферсон. Не Линкольн. Пиночет.

Конечно, ее можно объяснить антикоммунизмом. Антикоммунизм некогда нашел себе идола в лице Муссолини, затем Гитлера. Только причем здесь свобода и демократия?

Ах, какие глупые слова...

Когда во Франции у власти была Директория, говорили: народ хочет режима, при котором едят. Хлеб и зрелища - давно известная народная потребность, которую с успехом эксплуатировал стремящийся к власти над Римом Цезарь.
Несчастна та страна...

Я с любопытством смотрю на Россию. Вот они: поклонники Пиночета и Сталина, любители генералов и сильной руки. Коммунисты и антикоммунисты, левые и правые, все они различаются лишь цветом знамен, но не отношением к силе и к диктатуре: открытой или заувалированной. Все они жаждут "порядка", каждый  - в своих интересах.
Несчастна та страна...

Жаркие виртуальные схватки в ЖЖ показывают, как одинаково нетерпимы противники.

Россия любит генералов - в погонах и без. И генералы грядут.

13 лет назад в России расстреляли из танков высший орган представительной власти. В России так - можно делать.

В России оправдывают Пиночета. В России так - можно.

Споры идут чаще всего по второстепенному вопросу: сотворил ли Пиночет чилийское экономическое чудо или чуда не было? Был успех или провал? И это показывает, что успех - в глазах как сторонников, так и противников Пиночета в России - может оправдать все: вооруженный захват власти, убийства, пытки, расстрелы, похищения людей.

Оправдывает ли успех?
Сталин одержал победу - на всех фронтах. Он умер властелином полумира, преумножив империю.
Любят ли Сталина поклонники Пиночета?

Оправдывает ли успех? Успех, конечно, очень притягателен. История Наполеона - из ничего стать всем - и снова в ничто - оказала влияние на воображение всего 19 века. История эта стала мифом, который не так уж точен. И миф атаковали два крупнейших русских писателя - Толстой и Достоевский: с позиций совести.

Какое смешное слово...

Наполеон Толстого карикатурен, это явная художественная неудача, но Толстой яростно борется с самой идеей, что успех искупает все.

Толстой яростен. Чехов заметит о нем: "Все великие мудрецы деспотичны, как генералы".

Ницше проповедует сверхчеловека.
С его блестящим умом, физически точный анализ провел когда-то Макиавелли.
Причем тут совесть?

Немецкие и французские социалисты предали друг друга накануне Первой мировой. Она пришла. Совести нет места там, где есть боевые отравляющие вещества.

Наивен тот, кто говорит, что человечество умнеет.

Рацио - за это отвечает наиболее поздно развившая часть человеческого головного мозга. Эмоции древнее. Еще древнее - так называемый рептильный комплекс, связанный с агрессией и ритуалами. Ему в полной мере дает проявиться армия - воспитывающая агрессию и ритуальное поведение.

Я, конечно, чту храбрость, героизм и жертвенность солдата. Но сам армейский иерархический дух мне противен.

Был только один пример невооруженной силы, силы духа, захватившей страну и победившей империю. Ганди.

Он вернул Индию Индии, поднял ее в ее же глазах и мирным неповиновением вывел из-под власти Британской империи. Храбрости, героизма и жертвенности ему было нужно не меньше, чем генералу. Он спасал Индию от насилия и, защищая мусульман, был убит индуистом. От Махатмы, Великой Души, остались лишь сандалии, очки и посох.

Конечно, он честно пытался быть святым человеком. Но чтобы вознамериться стать святым, ему, как и Толстому, нужна была гордыня.

Индия давно не следует своему учителю. Она запускает ракеты, способные нести ядерные заряды.

Что поделать, мир ящеров.

Похоронили дракона Пиночета.

И лишь одно вселяет надежду. Русские все-таки организованней китайцев. Они уступают дорогу выходящим из вагона. Сами. Не по окрику.

на полях

Previous post Next post
Up