Житие святой Олимпиады поразительно документально.
Олимпиада родилась в середине IV века в знатной семье в столице Византийской империи Константинополе.
Олимпиада происходила по отцу от одной из самых знатных римских фамилий - князей Анасиев. Мать святой, Олимпия, еще в детстве была обручена с Константом, сыном императора Константина. Однако этот брак не состоялся из-за смерти Константа, и она вышла замуж за царя Армении Арсака. Селевк Анасиев, проконсул, отец Олимпиады был вторым мужем ее матери.
Рано лишившись родителей и ближайших родственников, Олимпиада получила воспитательницу - умную, добродетельную Феодосию, глубоко верующую женщину. Племянник Феодосии - Григорий Богослов наставлял девушку и его знаменитые «Советы Олимпиаде», посвященные ее свадьбе, стали советами для многих девушек. Он писал: «Не золото, перемешанное с драгоценными камнями, служит украшением женщинам, Олимпиада. Царского лика не покрывая румянами - этим нравящимся срамом, на образ свой не наводи другого погибельного образа… Багряные, золотые, блестящие, испещренные одежды предоставь другим, которые не украшены светлой жизнью... Во-первых, почитай Бога, а потом супруга - глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность… Добрые нравы - самый лучший цвет в женщине, которая имеет прочную, неизменяемую и достойную прославления красоту».
Олимпиада стала одной из привлекательнейших личностей столицы - по свидетельству историков, это была редкой красоты девушка, приветливая, с прекрасным кротким характером, возвышенным умом и высокими идеалами.
Для Олимпиады готовилась блистательная партия - ее обручили с префектом Константинополя Невридием. Но ее брак продлился всего год, хотя сведения историков различны: некоторые говорят, что это был период обручения, а свадьба так и не состоялась из-за смерти жениха.
Олимипиада решительно отказалась вступать во второй брак, к которому принуждал ее император Феодосий Великий, желая выдать добродетельную и богатую женщину за своего родственника. В письме к императору Олимпиада писала: «Если бы Царь Небесный, Господь мой Иисус Христос, хотел, чтобы я жила с мужем, Он не отнял бы от меня первого супруга».
В ответ на отказ Феодосий распорядился секвестировать все имение Олимпиады, то есть ограничить ее пользование им до тридцатилетнего возраста. Олимпиаду это нисколько не смутило, что видно из спокойного тона ее письма императору: «Государь, - писала она, - ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа; опекою над имениями освобождена я от многих забот. Для большего счастья моего благоволи повелеть, чтобы роздано было все церквам и нищим. Издавна боюсь я наклонностей суетности, которые при раздаче имений так легко возникают».
На Феодосия это произвело впечатление, и он приказал вернуть Олимпиаде ее имение, которое она стала раздавать всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.
Ей исполнился тогда 21 год. Епископ Палладий, в своей книге «Лавсаик» пишет об этом как очевидец: «Она раздала все свое, чрезвычайно большое, богатство, и помогала просто всем без различия. Ни город, ни деревня, ни пустыни, ни остров, ни отдаленные страны не были лишены щедрот этой славной девы... рассылала милостыни по всей вселенной... Выкупив из рабства на волю бесчисленное множество рабов, она сделала их равночестными своему благородству...».
За добродетельную жизнь патриарх Константинопольский Нектарий возвел святую Олимпиаду в чин диаконисс. Нравственные требования для поставляемых в этот чин женщин были очень высоки. Избирались они только из девственниц или единобрачных вдов, возрастом не слишком юных и не пожилых. Жизнь диаконисс должна быть свободна даже от малейших подозрений в безнравственности. Диаконисы приготавливали женщин к крещению, поддерживали порядок в женской части храма во время службы, распределяли пожертвования среди нуждающихся женщин и приносили больным и беременным причастие домой. Идеальными диакониссами считались женщины 50 лет, однако в случае Олимпиады было сделано исключение.
Когда Константинопольским патриархом стал святитель Иоанн Златоуст, Олимпиада стала его ближайшей помощницей и ученицей. До нас дошли 17 писем Иоанна Златоуста, написанных Олимпиаде. «Я знаю благородство, - писал он ей, - твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности...»
Надо заметить, что Иоанн Златоуст скорректировал поведение Олимпиады, оградив ее от раздачи своего имения без разбору. Историк Созомен, современник Олимпиады, рассказывает, что «Иоанн, видя, что она расточает свое имущество просящим, ... сказал ей: “Хвалю доброе твое расположение, но стремящийся к высоте добродетели ради Бога должен быть домостроителен. Между тем, как ты, расточая богатство богатым, не более делаешь, как вливаешь свое собственное в море...».
Императрица Евдоксия - властная и корыстная - изгнала Иоанна Златоуста из Константинополя. «Ангел церкви, - писал епископ Палладий, - удалился с ним». В ночь, когда святитель Иоанн покинул Константинополь, загорелся собор святой Софии, пламя перекинулось и на другие здания, огонь не пощадил ни здание Сената, ни собора с его прекрасными базиликами. Выгорела большая часть города
Всех сторонников Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге, вызывали на допрос, арестовывали, сажали в тюрьмы, пытали. Многие из них скончались от страшных пыток, но причина пожара так и не была выяснена. Не добившись признания от мужчин, власти решили подвергнуть пыткам женщин, надеясь, что они скорее признаются в злоумышленных действиях, и в первую очередь, как наиболее приближенную к изгнанному святителю, схватили Олимпиаду. Созомен описывает: «Когда по тому же делу она (Олимпиада) была приведена на судилище, то на вопрос префекта, зачем зажгла она церковь, отвечала: “Не такова цель моей жизни; напротив, огромное свое состояние употребила я на обновление храмов Божиих”». Много раз ее привлекали к суду: ее стыдили, унижали, рвали на ней одежду. Историк Созомен говорит, что у Олимпиады были сильные заступники при дворе, из-за чего она имела некоторые послабления, но, вероятно, эти послабления касались того, что ее не подвергали смертельным пыткам.
Несмотря на ее очевидную невиновность и невозможность доказать того, чего не было в действительности, ее не оправдали. После изощренных допросов Олимпиаду приговорили к значительному штрафу и ссылке. По переписке со святителем Иоанном можно понять, что Олимпиада не сразу посвятила его в свое бедственное положение, которое она понесла за верность своему учителю: о суде и об изгнании ее из столицы он узнал позже от других.
Изгнанная из Константинополя, она некоторое время скиталась с небольшой общиной сестер по Малой Азии, пока ее не отправили в ссылку в Никодимию, где она пережила множество бед и лишений. Здоровье этой женщины, хрупкой по природе и по аскетическому образу жизни, подорвалось. Она пережила своего учителя на 3 года и скончалась 25 июля / 7 августа 409 года. Диаконисе Олимпиаде было тогда около 39 лет.
Олимпиада вслед за своим учителем была причислены к лику святых, и Русская Православная Церковь поминает как исповедницу, подвижницу и праведницу.
Расправа над святителем Иоанном Златоустом и диаконисой Олимпиадой является одной из печальных страниц церкви. Еще при жизни некоторые из их гонителей понесли наказание. Антиохийский епископ Флавиан, выступавший против Златоуста, скончался 26 сентября 404 года. 6 октября 404 года скончалась и императрица Евдоксия. Умерла она в 24-летнем возрасте в при рождении мертвого ребенка. Епископ Халкидонский Кирин умер от «антонова огня» - у него сгнили ноги, Феофил Александрийский сошел с ума. Еще один из гонителей, умер, упав с лошади, другой скончался от гнойной водянки, третий от рака языка.
Император Аркадий, устрашенный множеством бедствий, обрушившихся на Константинополь - сильным градом, страшными землетрясениями, небывалыми бурями, - просил молитв у Нила Синайского, но тот ему отказал в этом, назвав столицу преступной и недостойной. Император Аркадий скончался менее чем через год после смерти Златоуста.
В 417 году Константинопольский патриарх Аттик под нажимом многочисленных сторонников Иоанна Златоуста восстановил справедливость.
Нетленные мощи Олимпиады до сих пор хранятся в основанном ею монастыре.
Источники:
http://www.pravoslavie.ru/31501.htmlhttp://www.zakonbozhiy.ru/anons/?news_id=462https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0