Менталитет (от фр. Mentalite - мышление, дух, образ, действие) - совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, жизненных установок, моделей поведения, традиций, привычек и навыков, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данной социальной группе и определенной культурной традиции.
Факторы, повлиявшие на формировании российского менталитета:
- Православные ценности, ставшие нравственным стержнем традиционной российской ментальности.
2. Огромные масштабы территории страны, обусловившие социально-психологическую удаленность периферии от центра («до Бога высоко, до царя далеко»), что зачастую вело к вынужденной «вольнице» действий, граничившей с самоуправством.
(на фото - скорый поезд Москва-Воркута с высоты 7 тыс. метров)
3. Формирование российской ментальности в условиях общения как с европейскими, так и с азиатскими народами
Каковы же своеобразные черты отечественного менталитета, показавшие его непохожесть на все остальные?
К числу главных можно отнести следующие:
- Жизнеспособность и подвижность, постоянное движение плоти и скитание духа. Наш народ - это народ движущийся, народ-путник. Исторически на его огромной территории всегда происходило расселение. Едва ли не каждое новое поколение переходило на новые земли. Как отмечает М. Князева, если западные народы жили там, где родились, и вынуждены были осваивать свой клочок земли, что порождало устойчивость, основательность, то русский человек всегда был готов взять котомку и уйти куда-то вдаль. Не случайно один из ведущих глубинных символов российской культуры - Дорога. Все самое главное с российскими героями происходит в дороге, в пути, а не дома;
2. Уважительное отношение к чужому опыту и образу жизни, стремление усвоить и трансформировать все лучшее из мирового опыта.Российский менталитет был восприимчив ко всему лучшему, что накопил мировой опыт. Но никогда не было слепого копирования лучших образцов мировой цивилизации. По мнению М. Князевой, способность к усвоению-трансформации и есть самая глубинная, великая творческая особенность российского менталитета как принципиально открытой, движущейся структуры. Это способ существования русской души: отобрать лучшее - принять - вобрать - пережить - переосмыслить - трансформировать. Россия впитала и переплавила в своем общественном сознании, в своей ментальности ряд черт и особенностей европейских и азиатских культур. Однако эти черты лишь усилили своеобразие российской ментальности, но не смогли кардинально повлиять и переделать ее
Click to view
3. Склонность к авралам и нежелание планировать свое будущее. Как писал В.О. Ключевский, у русской души два начала: ленивое лежание и молниеносная деятельность. Он объяснял это природно-климатическими причинами. Долгая бездеятельность, когда человек был вынужден просто смотреть в белое безмолвие и размышлять. И короткий проблеск теплой, ясной погоды, когда надо очень быстро, стремительно, часто «на авось», что-то сделать. «В борьбе с неожиданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели», - подчеркивает В.О. Ключевский. "В результате добросовестное планирование на любом уровне в нашей стране вынуждено учитывать, что трудовой цикл начинается с длительного периода раскачки, за которым следует нормальная работа «в охотку», сменяющаяся диким авралом, в ходе которого могут быть как значительно перевыполнены первоначальные задания, так и разрушено все, что можно разрушить, - от оборудования до человеческих отношений. Однако внятный учет этой и других особенностей русской культуры позволяет, как многократно показывала практика, добиваться непредставимых для иных культур, поистине фантастических результатов. Но опять же это предъявляет особые требования к системе управления, которая должна быть не столько «сильной», сколько «умной»- М. Делягин.
4. Гибкость мышления, готовность пойти на нестандартные решения и действий. .Важной особенностью нашей культуры, выявленной в начале ХХ века зарубежными социологами и впечатлившей их до такой степени, что они ввели термин «русский способ производства», является склонность к штучной уникальной работе, но не массовой монотонной. Это связано и с органической потребностью в «сверхзадаче», с идеей которой монотонная простая работа связывается намного труднее, чем с «подковыванием блохи», и к индивидуальному ремесленничеству крестьян (во время зимы или при отпуске «на оборок»).Выполнять монотонные однородные операции просто скучно, и поэтому наша страна делала прекрасные сложные машины (вроде боевых самолетов) и хронически не справлялась с более массовым и более простым производством (условно говоря, штамповкой). «Русский способ производства» при правильном использовании выведет российское общество из положения заведомо непосильной для него конкуренции с Китаем (ибо мы как работники всегда будем стоить дороже и всегда будем менее организованными и трудолюбивыми) в положение гармонического дополнения его. Ведь культура Юго-Восточной Азии идеально соответствует потребностям именно конвейерного производства, - а русская культура позволяет развивать производство более сложных, «штучных» изделий.
Здесь и далее черты отечественного менталитета цитируются из статей И. Лебедева
(
http://kot-begemott.livejournal.com/2200056.html и М. Делягина (
http://delyagin.ru/articles/9637-russkaya-kultura-i-sposob-proizvodstva-chast-ii.html)
5. Примат человека над законом. Человек (человечность вообще) выше и важнее, чем закон. Это коренная особенность нашего менталитета, обязанная своим появлением восточному христианству. На западе постепенно закон взял верх над человеком. Не имеет смысла приводить бездну последствий из этого принципа. Скажу лишь, что есть как плохие, так и хорошие. К последним относится наша невероятная внутренняя свобода, к первым - взяточничество.
6. Примат простоты над сложностью. Характерная особенность русских - стремление к ясности и простоте. Всё заумное и сложное воспринимается с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное - значит, не истинное. Типичный пример - русская философия. Для нас мудрое и простое суть синонимы. Вообще, русские любят простоту. Но не ту, которая "хуже воровства". Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений - в оригинальности, неожиданности и простоте решения.
7. Примат общего над личным, общинность. Интересы общего важнее чем личные.
8. Примат внутренней свободы над внешней. Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при всём при том, мы - самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году, английский писатель Соммерсет Моэм написал: "Преимущество русских перед нами состоит в том. что они в гораздо меньшей степени чем мы рабы условностей. Русскому никогда не придёт в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что несмотря на политический гнёт лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями..."
9. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе: наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой.
10. Примат идеалов над реальностью. Только мы рассматриваем реальность как нечто вторичное от своих идеалов. Для нас реальность, это нечто вообще мало достойное внимания. А вот идеалы - это да! Вообще, мы кошмарные идеалисты. Мы потому и не можем успешно устроится на земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной.
Из этого свойства вытекает множество следствий. Например, именно в силу его у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно делать хороший радиоприёмник или автомобиль. Это как-то не вдохновляет. То ли дело самолёт, космический корабль или подводная лодка! Тут мы точно окажемся первыми. Мы и в Запад верим больше чем в себя потому, что его идеализируем. Он нам кажется более близким к идеалу, чем родная земля.
11. Примат долга над удовольствием. Удовольствие и долг - главные, ключевые категории человеческого бытия. Это и есть основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, мы не менее любим отдаваться удовольствиям, чем остальные. Но мы считаем, что всё равно важнее долг. Хотя бы в глубине души. "Делу - время, потехе - час" очень русская поговорка. Но жить по этому принципу очень трудно. Русский человек разрывается между этими двумя категориями, колеблется, падает и встаёт - но именно поэтому его воззрение на мир является не одномерным, но объёмным, стереоскопическим. Ведь оно охватывает сразу две категории бытия. Кстати, это также обуславливает как нашу внутреннюю свободу, так и специфическую русскую мудрость. Особенность русской цивилизации, что она всё время колеблется между духовными ценностями и материальными (успех, прогресс, гедонизм, примат удовольствия над долгом - олицетворяемыми Западом). Мы в этом отличаемся от всех, которые выбор уже сделали. Я утверждаю, что такое колебание нормально, это и есть наш путь.
12. Примат справедливости надо всем вообще. Наше отношение к справедливости религиозно. И Православие мы приняли потому, что это более справедливая религия, чем другие. Бытует мнение, что милосердие для русских выше. Это полностью неверно. Для нас милосердие является проявлением справедливости. Оно вторично. Это одна из важных особенностей русского мировосприятия. Или для уж совсем узколобых: для нас справедливость включает в себя милосердие, их нельзя противопоставлять. А можно и так сказать: справедливо быть милосердным. Вообще, справедливость у всех своя. Европейцы считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов ведёт к тому, что в любой спорной ситуации они считают правыми только своих. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность. Причём вера в справедливость у нас двояка: либо уверенность, что справедливость всё равно восторжествует, либо - что её всё равно не добьёшься. Так или иначе, в обоих случаях она есть.
13 Примат совести над личной выгодой. Да, мы точно так же по-человечески слабы, как и другие народы. Мало кто из нас способен к настоящей самоотверженности. Не всем и не всегда удаётся жить по совести. И мы все отлично знаем об этом. Все до единого, от простого крестьянина до высоколобого интеллигента и лидера нации. Так вот: духовные скрепы - когда мы знаем об этом примате, признаём, что следует жить по совести, уважаем тех, кому это удаётся, умеем корить самих себя за слабости и отступления от принципов.
14. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами. По моему скромному мнению, мы - один из самых мудрых народов на земле. У кого было столько выдающихся философов? У кого более философичная литература? И мы куда выше ценим мудрость, нежели другие. Для нас мудрость важнее, чем соблюдение закона. Например, оценивая действия Путина по присоединению Крыма, мы оцениваем не то, насколько были соблюдены международные договорённости, но достаточно ли дальновидно и мудро он поступил. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться. Более комфортно, более удобно, более рационально, более продуманно. Да, там куда больше уважают закон. Да, там более развита благотворительность. Но к мудрости это никакого отношения не имеет.
15. Примат истины над силой. Мы - сильный духом народ, мы уважаем силу. Но при этом истину считаем выше. Это чисто русская поговорка: "сила есть - ума не надо".
Click to view
16. Примат личного над официальным в отношении к начальству ( вера в начальство). Выражается в том, что у нас, во-первых, дело всегда неразрывно связано с тем, кто его возглавляет. Во-вторых, есть выраженная потребность в уважении к начальству - и, прежде всего, к государственному лидеру. Мы не рассматриваем его просто как функционера, для нас Президент есть отец нации. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы о нас. Это очень женская в нас черта. Не всегда себе признаёмся, но это так. Если наш человек знает о недостоинстве его начальника, у него опускаются руки. Он начинает лениться, пить, воровать... Для нас исключительно важен вдохновляющий пример вождя. Даже само русское слово "начальник" говорит о его первичности ("начало"). Кроме того, наше соблюдение законов связано с примером подаваемым начальством.
17. СИМБИОЗ ЛИЧНОСТИ С ГОСУДАРСТВОМ. Государство воспринимается не как наемный управленец, но как ценность самостоятельная и высшая по отношению к обществу, которое оно скрепляет, спасает от опасностей и развивает. Симбиоз личности с государством исключительно важен для понимания практических особенностей нашей культуры
Именно в этом заключается секрет колоссальной эффективности и жизнестойкости носителя русской культуры, действующего «заодно» со своим государством (в этих случаях, действительно, «нам нет преград ни в море, ни на суше»). Именно в этом заключается секрет его же полной беспомощности и неспособности даже к элементарной самоорганизации (русские - единственный народ мира, так и не создавший своей диаспоры в США). Ощущение государства, даже явно враждебного личности, тем не менее как «своего» - одна из самых поразительных особенностей нашей культуры, носители которого с легкостью прощают руководителям страны (да и любым «начальникам») то, десятую долю чего они не прощают своим ближайшим родственникам и друзьям! Ярким проявлением этой особенности является привычка называть государство и чиновников словом «наши», которое в сочетании с бранью в их адрес производит на следящего за смыслом произносимых слов слушателя поистине глубокое впечатление. Выражение «наши мерзавцы совсем обнаглели» в России никому не режет ухо. Слитность, неразделенность личности с государством обуславливает среди прочего и объективную безнадежность пересаживания на российскую почву западных демократических институтов (и всех остальных институтов, основанных на отделенности личности от государства и от другой личности).
18. Отсутствие границ - и в труде, и в праздновании, и в любви.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
(А.К. Толстой)
19. Верность - одна из самых важных добродетелей. В частности, верность лидеру. Некоторые до сих пор мучаются проблемой верности наших предков последнему Царю. Мы до сих пор рассуждаем о верности бывшим нашим союзникам, всяким там болгарам да сербам (между прочим, обязанным нам не только своей свободой, но и жизнью). Хотя они о всякой верности давно позабыли, продав её - даже не за помощь, нет! - за формальную благосклонность Запада. Даже во внешней политике Россия всегда ориентировалась именно на верность, союзнический долг, а не прагматизм.
20. .Готовность к бескорыстному самопожертвованию. Это свойство, особенно русских женщин, глубоко раскрыл Ф.М. Достоевский. Вытекает из нашего идеализма. Проявляется куда чаще, чем многие думают, но в основном - в экстремальных ситуациях.
21.Неумение (а чаще нежелание) преподнести себя в выгодном свете. А можно иначе сформулировать: примат внутреннего содержания над внешней формой. Следует сразу из всех предыдущих пунктов. Мы просты, естественны и искренни. Это, кстати, все иностранцы замечали. В силу этой особенности мы не улыбаемся всем подряд, как американцы, но лишь тем, кому хочется.. Нам не нужно показывать, что у нас всё хорошо. Мы терпеть не можем хвалиться, заниматься самопиаром. Нам кажется это недостойным и даже отвратительным. Разве дело не говорит само за себя? Почему нужно ещё как-то его прославлять, подчёркивать превосходство своего успеха над другими? Тут мы очень далеко отстоим от Запада, весьма преуспевшего в самопревознесении. Европа столетиями доказывает всему миру, что она лучшая. Хотя это достаточно спорное мнение - особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Мы бы, русские, на её месте постеснялись. Ну так у Европы же нашего смирения нет... Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах. Тому же Западу.
22.Рассмотрение человека не только как совокупности экономических и общественных отношений. В нашем восприятии, человек - это нечто более высокое. Выражаясь христианским языком, это образ и подобие Божие.
Не все из нас только и живут такими высокими принципами. Всегда бывает мало героев. Но мы знаем о них, ориентируемся на них, они разлиты в воздухе. Они часть нашей культуры, реализуются властями во внутренней и внешней политике, впитываются каждым с молоком матери...
23. Специфическое отношение к другим народам. Главный критерий отношения к другим народам прост: уважаешь нашу культуру, наши традиции, нашу власть, обычаи и законы, готов их придерживаться - значит, ты свой. Коротко, мы считаем, что тот же таджик - точно такой же образ Божий, как и мы сами. И признаём его равенство. Такого в мире нигде нет. Это типично русское отношение. Западные люди, при всём их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно - и в глубине души, и на поверхности. Вадим Кожинов пишет:
"Западная Европа с давних времен влекла к себе массу различных племен, и к тому историческому моменту, когда французы, англичане и немцы начали создавать свои государства, на землях, где воздвигались эти государства, жило великое множество различных этносов - кельтских, балтских, славянских и т.д. Их имелось не меньше (если не больше), чем на территории России. Однако в течение веков они были стерты с лица земли посредством самого жестокого давления со стороны трех господствующих этносов или даже прямого физического уничтожения. Не секрет, что преобладающая часть всей топонимики (названий местностей, рек, гор, даже городов и селений и т.д.) Франции, Великобритании и Германии не является французской, английской и немецкой. Более того, даже общее название “Великобритания” происходит от кельтского народа бриттов (а не германского англов); точно также самая большая часть Германии - Пруссия - это территория стертого с лица земли наиболее значительного и культурного балтского народа - пруссов. И, между прочим, нет никакого сомнения, что если бы немцы в давние времена смогли надолго подчинить себе и земли восточнее Немана, то и от других балтских этносов - литовцев и латышей - уцелели бы, в лучшем случае, только названия (кстати, стоит в связи с этим подумать о судьбе данных народов в составе России...).
Сравнение даже в самых общих чертах этнической истории стран Запада с этнической историей России показывает, что даже в ее центральной части на протяжении веков жили, росли и крепли башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и др., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот человек. На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и др.). Ныне только два народа, живущие на территории крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя как еще живые силы - ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут борьбу за элементарную национальную автономию..."
24. Самоирония. Нет, самобичевание. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привёл к тому, что у нас выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это... А уж сравнить, как оно в "цивилизованных странах" (читай - правильных) - вообще святое дело. Однако в критических ситуациях всё это куда-то испаряется, мы умеем забыть о наших недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.
Click to view
25. Примат мудрости над самостью в характере женщин. Характер нации более всего проявляется в характере женщины. Характер русской женщины, её жизненная мудрость является одной из важнейших наших национальных скреп. Вот что пишет о ней Вальтер Шубарт в монографии "Европа и душа Востока":
"Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина... Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в "синий чулок". С француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам... Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине... У нас есть серьезные основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина".