Nov 23, 2009 15:09
Бытует мнение о том, что материальное благополучие и отсутствие/минимизация проблем являются непременным и эдаким базовым условием субъективного ощущения благополучия психологического.
Большинство бесконечно стремяться к материальному багополучию и физическому комфорту, сетуя на нехватку денег, жилплощади, необходимость жаться в ощественном транспорте или пробках, и по мелочи - на всяческие бытовые и физические неудобства, вызванные нехваткой чего-либо, и думая: "Вот если бы мне не надо было зарабатывать с утра до вечера и парится насчёт этой всей бытовухи, то я смог бы тратить время на творчество, духовное развитие и жизнь бы моя стала намного богаче и счастливее".
Однако невооружённым взглядом можно пронаблюдать, что человек, достигая материального благополучия и комфорта в той или иной степени, с неменьшим упорством находит себе причины запарится о чём-нибудь. И чем меньше в его распоряжении причин материальных, тем больше он уходит за этими причинами в сферу психологическую.
А если не дай Бог ни одной материальной причины не находится и становится не с чем бороться, то человек обычно впадает в глубокую безнадёжную депрессию и жалуется на "невыносимую лёгкость бытия". То есть опять-таки находит себе "проблему" от которой страдать и с которой бороться.
В качестве иллюстрации последнего можно привести тот факт, что самый большой процент клиентов психотерапевтов - это жёны "очень богатых людей", которым в материальном плане вроде и пожаловаться то не на что - а счастья как не было, так и нет.
Или ещё - всплеск неврозов настолько значительный, что привёл к существенному скачку в развитии целого научного направления - психотерапии - случился в благополучной европейской столице - Вене 19-го века, в среднем классе - который стал жить настолько хорошо, что пришлось массово искать причины запариться где-то ещё, помимо борьбы за физическое выживание.
Получается, что субъективное переживание преодоления каких-либо траблов - не важно на материальном или психологическом уровне - а иначе говоря наличие "проблем" являются частью естественного механизма регуляции жизнедеятельности на психическом уровне, подобно тому как потение или повышение температуры являются естественными механизмами регуляции человеческой жизнедеятельности на уровне физиологическом.
Другими словами, подобно тому как без потения или дыхания невозможно НОРМАЛЬНОЕ функционирование организма, так и без наличия "проблем" невозможно нормальное функционирование здоровой психики.
Получается, что "проблемы" - не зло, а НОРМА человеческой жизни, что само по себе является фактом довольно ободряющим, поскольку даёт возможность по другому воспринимать и легче переживать все эти раздражающие лишения и необходимости, о жизни без которых мы так мечтаем.
философское