ПОПОВСКАЯ ПЬЯНКА

Jan 29, 2009 07:53

Это не совсем критика русской ортодоксальной (т.н. "православной") церкви.
Так просто, рассказ.

Осень 1990 года.
Москва. Белый дом.
Обыденное заседание сессии Верховного Совета РСФСР.
Перед обеденным перерывом к микрофону неожиданно прорывается поп. Депутат Злобин.* Благостным голосом вещает:

- Уважаемые народные депутаты. Исполняется шестьсот лет церкви Рождества Богородицы, настоятелем которой я являюсь. Имею честь пригласить всех депутатов на торжественное богослужение...

И далее - время и место.

Церковь отца Алексея открыта и освящена в 1390 году в честь десятилетия Куликовской битвы. Простояла шестьсот лет без закрытия и осквернения. Через все войны, оккупации и совдеп. Факт для России уникальный.

Вздымающаяся церковная и издыхающая советская власти решили отпраздновать юбилей «с треском».

В ближайшее воскресное утро около «России» усаживаемся в свои комфортабельные автобусы. То-ли пять, то-ли шесть машин, точно не помню. Около трех сотен только нашего брата. На Тверской улице к колонне пристраиваются еще три автобуса. Депутаты Моссовета.

Вся кавалькада в сопровождении мигающих и завывающих машин ГАИ выкатывается по Ленинградке из Москвы. Масштаб впечатляет. Грустно думаю о бардаке, который предстоит в бедной новорожденной церквушке.

Вскоре обгоняет колонна поменьше, но с более громкими сиренами. В центре колонны мчится черный «ЗиЛ-114» с антеннами и номером кремлевского гаража. Машина товарища Ридигера - недавно избранного патриарха Алексия-II.

За час небольшим просвистываем полторы сотни километров. Немного не доезжая до Калинина**, сворачиваем к Городне-на-Волге.

Красота неописуемая.
На высоком волжском берегу стоит небольшой храм. Красивый и очень опрятный.

Вокруг - море разливанное.
Несметные людские массы кучкуются вокруг передвижных буфетов. Немощенная площадь вокруг церкви посыпана желтым песком. Пространство же за забором, непосредственно у входа в храм, застлано еловым лапником.
Огромное пространство охвачено радиоакустикой. Громкоговорители на всех столбах и деревьях.

Наш коллега - хозяин бала - зовет всех депутатов в просторную избу за церковью. В трапезную. Чайку попить с дороги. С пирогами, бутербродами, икоркой и копченой колбаской. Желающие могут и настоечек с наливочками понемногу отведать.

Продолжают индивидуально съезжаться VIP-гости.
Через калитку в церковном заборе, проходят актеры-супруги Жариков и Гвоздикова***. Евгений широко и театрально крестится на церковные врата. Но спешит в трапезную.

Вскоре - торжественная служба.
Нас, высший эшелон, запускают внутрь церквушки. Московский бомонд приобщается к благодати во дворе. На еловых лапках. Все остальные - на песочке площади в окружении буфетов. Служба транслируется на всю округу.
Служит Алексий II.

В памяти не остается ничего, кроме тесноты и духоты. А также шебутных телеоператоров, лазающих со своими «Бетакамами» чуть ли не под рясой у его святейшества.

Конец службы. Народные массы вновь оттягиваются к буфетам и передвижным эстрадам с песнями и плясками.
VIP-персоны вновь следуют в трапезную.
Уже не чаек, а исключительно наливочки и настоечки. Из белых и синих графинчиков, под ту же икорочку, а также грибочки, огурчики, копчености рыбные и мясные... et cetera.

Благодать.
Хорошенько набираемся с Жариковым, игнорируя кокетливые протесты Гвоздиковой.

Выйдя на свет божий, подхожу к «членовозу» его святейшества, охраняемому его мальчиками в светской одежде с оттопыривающимися подмышками. Мальчики те же самые, что еще полчаса назад, одетые в рясы, участвовали в богослужении, обслуживая святейшество.
А внутри патриаршего ЗиЛа через окно успеваю рассмотреть полный набор правительственной связи. АТС-1 и -2, ВЧ ПМ и т.п.
- Так вы кто на самом деле, ребята? - вопрошаю нескромно.
В ответ вежливые многозначительные улыбки. Дескать «сам знаешь»****.
Я этих ребят потом еще лет пять, не меньше, видел по телевизору в репортажах об алексиевых службах. Пока не заменили более молодыми и телегеничными.

Посадка в автобусы.
Короткая поездка до пристани на Волге.
Посадка в здоровенную «Комету» на подводных крыльях.
Час с ветерком по Волге до Калинина. С активно функционирующими буфетами, преисполненными пива и коньяка. Под коньячок смачно целуюсь с сидящими у меня на коленях двумя девицами. Откуда-то из аппарата «Белого Дома».
И какой черт их сюда занес?
А сисястые...

В Калинине на пристани ждут наши автобусы.
Снова короткая поездка. До мотеля «Тверь».
А там банкетный зал. Накрытый мест так на пятьсот.
Девки из аппарата «БД» у меня по бокам. Едят много. Пьют с оглядкой.
А жопастые…

Патриарх на скорую руку через микрофон произносит тост. Но его уже плохо слушают. Слишком заманчивая на столах разблюдовка. Отговорившее свою партию святейшество по-быстрому покидает вертеп.

Тут-то весь кайф и начинается.
Закуски подсчету не подлежат.
А вот супов, помню, четыре вида. Горячего мясного семь, а горячего рыбного, по-моему, пять видов. Плюс запредельное количество напитков типа сказочной на тот момент «Посольской» водки. В запотевших бутылках*****.
И все сопровождается церковными песнопениями, совершаемые хором из пары десятков мальчиков с нежными лицами.

Последние пару часов застолья провожу в нежных возлияниях с отцом Андреем, патриаршим архидиаконом. Он ленинградец, земляк. Служил в ленинградской епархии и взят за собой Алексием в Москву.
Мужик пожилой, но крепкий и могучий. С крутым басом. Как и положено настоящему диакону. Добрый и приветливый. Я его и сейчас по телевизору вижу в том же сане******.
Короче, упиваемся с батюшкой архидиаконом в сардельку. Точнее, я упиваюсь. А батюшка, кажется, нет.

При нашей погрузке в автобусы церковная челядь сует следом объемистые коробки с выпивкой и закуской. Чтобы господам депутатам не скучно было до Москвы ехать.

Помню что пару аппаратных девок уводят в свой автобус двое моих коллег - каких-то советских работников из Татарии.
Вот прошмандовки…

В пути следования, Господи, прости, проникновенно пою что-то вроде «Во блаженном успении…», но как-то не слишком цензурно. Характерно, что коллеги-избранники меня не только не одергивают, но еще и мне подпевают.

Прибытие в гостиницу «Россия» уже не помню.

Утром в буфете «Белого Дома» опохмеляемся холодным клюквенным морсом.
По-черному богохульствуя в адрес хлебосольных попов.

***

И ничего плохого этим рассказом я сказать не хотел.
Просто вспомнил.

================================

* ЗЛОБИН Алексей Андреевич, 1936 года рождения. Священник РПЦ. Длительное время был настоятелем церкви Рождества Богородицы в городке Городня-на-Волге Тверской области. В 1990 году избирался депутатом Верховного Совета России. Проявил достаточно "красный" оттенок. Был сидельцем в Белом Доме в сентябре-октябре 1993 года. Далее - ушел на пенсию.

** Тверью он вновь станет только через год.

*** В последствии довольно часто видел сладкую парочку на различных дорогих пьянках. И сейчас по телевизору иногда вижу. В светской хронике. Даже в ниязовской Туркмении.

**** Позднее узнал от одного священника, как под конец обучения в Загорской (ныне Сергиево-Посадской) семинарии мужчины в штатском предлагали ему работу в подразделении физической охраны высших иерархов РПЦ. Мой знакомый отказался. А согласившихся на полгода направляли в учебное подразделение 9-го управления КГБ (служба охраны). После обучения рукополагали в священники и производили в лейтенанты. С направлением в свиту главных церковных "шишек".
Это я к слову. О независимости церкви от государства.

***** И что характерно - все это в пору неприкрытого голода, карточной системы и локальных бунтов по поводу нехватки тех или иных товаров.

****** На рождественской службе в «Христе Спасителе» 7 января 2003 года отца Андрея показали еще в облачении, но уже стоящим в отдалении. Возглашал какой-то молодой.

2002 г.

© Юрий Лучинский
=======================

Недавно видел отца Андрея по телевизору. Он тянул на себе всю упокойную службу по Алексию. В синем головном уборе.
Старый, а голосище ого-го.
Видно было, что сам чуть не плачет.
Он с Алексием всю жизнь служил диаконом. И за ним следом менял места жизни и службы.

депутат, съезд, церковь, патриарх, история

Previous post Next post
Up