Я сразу исключу из рассмотрения "тормозящий" аспект санкций, заключающийся в том, чтобы притормозить особенно "опасные" области российской экономики, считаю, об этом исчерпывающим образом высказался
бывший глава спецслужбы Натив - Яков Кедми, отметивший, что мало что так помогло технологическому прорыву Израиля, как европейские санкции в области технологий. Нет никаких оснований полагать, что с обладающей гигантским интеллектуальным потенциалом Россией будет иначе.
Но я хочу проанализировать другой аспект - "дестабилизирующий", заключающийся в том, чтобы, путем создания дополнительных "жизненных сложностей" россиянам побудить их к радикальной смене политического руководства страны, разумеется по согласованию с теми, кто эти самые трудности создает.
Так вот эти самые санкции не сработают, потому что сработать нет в принципе и то, что их в таком виде разработали, иллюстрирует катастрофическое падение профессионализма политтехнологов западных стран.
Итак, санкции не сработают по меньшей мере по трем причинам: "технологическая", "психологическая", "историческая".
Технологическая причина заключается в том, что россияне значительно в меньшей степени закредитованы, нежели граждане западных держав, посему незначительное сокращение экономики (а обвального санкциями добиться нереально) не окажет на них столь существенного влияния, как если бы большинство жило бы в ипотечной недвижимости и ездило на кредитных автомобилях. Нераскрученность российской экономики в этом плане придает ей дополнительную прочность при сокращении ВВП, в то же время те же самые санкции, вместе с контрсанкциями, ударят по жителям западных стран куда больнее, и вопрос о смене политического руководства может возникнуть уже не там, где планировался к возникновению изначально.
Психологическая причина заключается во-первых в том, что психологическая готовность к "затягиванию поясов" у россиян, в отличие от западноевропейцев, значительно больше, и, когда пояса затягиваются синхронно, первыми выдохнутся вторые. Во-вторых, психологическая причина заключается в том, что поставленный в таком формате выбор русскими в принципе не может быть принят, потому что это классический вызов "на слабо", а "на слабо" русские могут сделать практически всё что угодно.
Нет более гарантированного варианта не добиться от русского уступки, как потребовать нечто под страхом применения силы. Даже расслабленный, вальяжный и медлительный человек при этом как правило тут же обретает жесткость и неуступчивость, обычно ему несвойственную. "Если тебе настолько это надо, то вот это-то я тебе это как раз и не дам", - самая распространенная реакция русских на такого рода предложения.
Третий аспект - исторический. Если что и способно сплотить русских быстро и эффективно - так это внешняя угроза, и чем более она консолидирована, тем сильнее русские сплотятся, если только руководство страны не допустит совсем уж глупых ошибок.
88% поддержки Путина лучшая тому иллюстрация. Если что и можно отметить, так это то, что в войнах "на истощение", в борьбе на пределе возможностей, русским равных нет. Недостаток тренировки - случается, неумение заранее все распланировав четко приступить к намеченному плану и в строгом соответствии с ним всё реализовать - не редкость, но уступить в длительной, изматывающей борьбе - практически исключено. Тем паче, цена поражения очевидна на примере соседней Украины, уступившая американскому напору страна стремительно летит в пропасть, на её территории бушует гражданская война, её экономика практически уничтожена, жизненный уровень её населения стремительно снижается. Даже если кому-то (в том числе автору этих строк) было неочевидно деструктивное влияние американцев на "опекаемые" ими страны до Майдана 2014, то после него, когда крушение относительного благополучия (всё познается в сравнении) украинского народа произошло буквально на наших глазах, причем под неизменно чутким руководством американских советников, опасность доверия к советам заокеанских партнеров стала очевидна практически всем. Разумеется, в таких условиях какая-либо уступка их давлению воспринимается народом России как совершенно неприемлемая, и отказ руководства страны от каких-либо переговоров на этот счет отражает общественный консенсус по данному вопросу.
При таких условиях, очевидно, "санкции" достигают эффекта, прямо противоположного желаемому, служат радикальному укреплению позиций действующей власти, а никак не ослаблению оных.