Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости.
Иоанн Златоуст
-Мудрость. Состояние ума такое. Специфическое. Испытывал, владыка?
-Нет. Бог миловал.
-А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую
жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
«Монах и бес»
В этот раз хотел бы поговорить о блестящем отечественном фильме «Монах и бес» (реж. Н. Досталь, 2016). Несмотря на популярность в сети и отзывы зрителей он не вызвал фурора ни в СМИ, ни среди кинокритиков, насколько могу судить. Между тем, посмотрев, я оцениваю фильм Досталя очень высоко, и с чисто художественной точки зрения, и как произведение на христианские темы для широкой аудитории.
В фильм есть элементы, которые характерны для артхауса, но, пожалуй, они вовсе не портят повествование и не мешают просмотру.
Далее спойлеры. Фильм очень рекомендую посмотреть перед прочтением.
Формально сюжетная канва проста. В русский монастырь, в глубинке 19 века приходит некий насельник Иван. Окружающие никак не могут решить про него - свят он или бесноват. Иван трудолюбив, добр, мудр, в его деятельности проявляется даже что-то похожее на чудотворчество. При этом он бывает крайне не сдержан на язык и агрессивно разговорчив, чем вызывает подозрения в излишней гордыне и неприязнь настоятеля. Иногда он ведет себя странно, говорит сам с собой и т.п.
В ходе повествования зритель узнает, что Иван уже давно борется с бесом, который пытается захватить власть над ним. Монах измучен борьбой, победы беса в которой отталкивают его от братии и оставляют в одиночестве. Поэтому он заключает с бесом сделку - путешествие в Иерусалим к Гробу Господню в обмен на душу.
Этот эпизод несколько невнятен. Однако насколько я понимаю, речь идет о следующем. Герой устал от длительной борьбы и считает, что не в силах победить беса своими личными силами. Это означает, либо что он потерян для Господа, и может лишь признать победу зла над собой. Либо же - сможет, прикоснувшись к великой святыне, избавиться от беса и тогда сделка не будет иметь смысла. Эпизод трудно расценивать как инструкцию по борьбе с бесами в реальной жизни христианина, но это чисто художественный прием, чтобы обосновать путешествие в Иерусалим в обстановке продолжающейся внутренней борьбы.
Однако полет на бесе в Израиль - приводит к тому, что изменяется не Иван, а мучающий его бес, представляющийся Легионом или Легиошей. Соприкоснувшись с Храмом Гроба Господня - бес теряется свою силу, очеловечивается и вынужден обычным порядком добираться назад на Русь вместе со своим компаньоном. Общение - приводит его к раскаянию и когда Иван в дороге гибнет, Легион окончательно становится человеком и возвращается в тот монастырь, где началось действие, чтобы стать монахом.
С художественной точки зрения - фильм сочетает в себе комедию о монастырской жизни, схожую по гротеску с произведениями Лескова, и притчу о борьбе хорошего человека с грехом или злом в самом себе, если говорить светским языком.
По мере повествования создается впечатление, что авторы фильма не слишком хорошо представляют себе форму и значение некоторых церковных обрядов. Есть в сюжете и некоторые чисто исторические ошибки. Однако подчеркну, фильм это не портит, как и, например, 12-долларовые купюры в «Револьвере» (реж. Г. Ричи, 2005). Это скорей подчеркивает вневременной характер повествования и поднятых проблем.
Формально сюжет содержит массу параллелей с житием св. Иоанна Новогородского (12 век), но фактически это совершенно независимая и сугубо художественная история. Его главное содержание не реалистичные детали, а внутренняя борьба человека и его духовное развитие.
Для особо подозрительных читателей: ничего еретического тут нет - не только с моей точки зрения. Досталь давал прочесть сценарий богословам РПЦ и получил вполне благоприятные отзывы.
Фильм содержит несколько смысловых слоев.
Основное содержание, наравне с комедией о монашеской жизни, - тема святости, силы личного примера, борьбы с грехом и покаяния. Это история о действительно святом (здесь это прилагательное) человеке, который сталкивается с недоверием и непониманием окружающих.
Наравне со злом и проблемами во внешнем мире ему приходится бороться и с незримым бесом. Однако в конечно итого упорство и вера в Бога приводят его к победе над злом, даже умерев, он самим своим примером заставляет измениться к лучшему жизнь в своем монастыре и даже беса обратиться к покаянию.
Второй слой больше обращается к проблеме греха, с которым сталкиваются даже самые лучшие из людей.
Объективно - герой свят или во всяком случае добр с христианской точки зрения. Он искренне верит в Бога, любит весь окружающий мир, трудолюбив, дает разумные и добрые советы окружающим, невзирая на лица. Он совершает даже вещи похожие на чудеса, хотя их на словах и приписывает себе бес Легион - каждое из них во благо. Даже его несколько вызывающее поведение по отношению к настоятелю - становится для того поводом задуматься о духовной жизни монастыря, отвлечься от хозяйственный забот, в которые он слишком погрузился.
Но тем не менее, Ивана - гложут и сомнения. Причем бес здесь скорей символичен. Вплоть до второй половины фильма (монастырская часть) его существование вне воображения героя ничем не подтверждено. Более того, герой, даже освободившись от власти Легиона, сохраняет его манеры, например, разговорчивость и привычку снабжать речь прибаутками. Можно подумать, что бес - лишь визуализация его слабостей.
Да, Иван чувствует в себе гордость. Он действительно образован и умен на фоне окружающих его людей. Он в общем-то справедливо чувствует себя недооцененным, подсознательно мечтает стать настоятелем монастыря, считая, что был на этом посту лучше (в видениях Легион склоняет его написать донос на настоятеля, чтобы занять его место). Даже, вероятно, подозревает в себе святость и хочет «воссеять» или хотя бы добиться внимания и уважения окружающих.
Но при этом он боится, что, если уступит своим желаниям, позволит себе самовосхититься, - падет с достигнутой нравственной высоты. Сорвется «во все тяжкие».
Станет груб (что происходит в ряде эпизодов), повелителен и может даже причинить людям вред. Боится, приученный к скромной жизни, видимо, и желания материальных благ (в одной из сцен видений бес предлагает ему роскошный завтрак).
Главная мысль этого слоя - прямо излагается бесом в одной из финальных эпизодов. Искушения и борьба с ними - нормальная часть жизни человека. Даже святой может жить и возвышаться только в конфронтации с внутренним бесом. («Невозможно не прийти соблазнам» Лука 17:1).
Ничего хорошего в устремлениях, которые кажутся греховными, и унынии нет.
Но они - и не конец всего, не признак несостоятельности человека. Потому что он может их победить и достигнуть высшей точки жизненного пути.
Наконец, третий слой - это единство христианской истории.
В путешествии в Иерусалим герой и зритель понимает, что сейчас и 2000 лет назад перед верующим человеком стоят те же нравственные проблемы. Изнутри его точат собственные слабости, внешний мир с недоверием относится к тому, кто пытается вести праведную жизнь, и считает его странным или опасным.
Также вера превращается в торговлю: Иван в Иерусалиме подобно Христу переворачивает лотки торговцев фальшивыми гвоздями и досками Креста, потому что ему больно от того, что «торгуют Богом». Даже бес, который борется за власть над ним зовется в духе I века - Легионом и утверждает, что его отец-бес лично сталкивался с Христом.
Фактически это послание к аудитории, что вера, церковь и христианские идеалы не устаревают, потому что многие проблемы на протяжении тысячелетий - также остаются неизменными по сути и форме. А, следовательно, неизменна сама духовная борьба.