В этот текст я в итоге добавил больший чисто философский фрагмент, перекликающийся с моим анализом христаинской эсхатологии в одном из прошлых очерков.
Анализируя служение Иисуса, мы сталкиваемся с необходимостью говорить не только о его учении, но и о поступках, нашедших отражение в евангелиях. Очевидно, что ключевым должен стать вопрос о сотворенных им чудесах: исцелениях, изгнании бесов, предсказаниях, управлении погодой и материей.
Здесь решительно недопустим подход однозначного недоверия или доверия к сообщениям евангелистов, исходя из личных религиозных предубеждений. Отмахиваться от свидетельств о нетипичных событий ошибочно хотя бы потому, что они составляют часть повествования библейских авторов, исключение которых превращает историка - в цензора. Но недопустимо также по примеру некоторых западных авторов полностью уклоняться от фактической оценки свидетельств, рассматривая их исключительно как элемент художественной композиции. Евангелисты писали воспоминания и исторические исследования, а не нравоучительные романы. Любой эпизод мог приводиться не только с какими-то дидактическими целями, но и просто, потому что он запомнился и поразил воображение автора. Кроме того, апостолы и евангелисты явно очень серьезно относились к фактической части своего изложения и вряд ли так уж безудержно доверялись своей фантазии, рассказывая о жизни Спасителя.
Здесь мы оставим за скобками события Пасхальной недели и Воскресение, а поговорим только о «повседневных» чудесах Спасителя или о том, что можно было счесть таковыми. Разумеется, любое события желательно пытаться объяснять в рамках естественных причин, избегая привлечения чуда как слишком легкого ответа на любой вопрос.
Да, нет сомнения, что значительную часть сообщений о чудесах Иисуса можно объяснить сугубо естественными причинами. Речь о большинстве случаев исцелений, которые, в принципе, можно счесть эффектом самовнушения. Мы помним, что Иисус довольно быстро стал популярен в Галилее и сопредельных странах, к нему стекались паломники со всего региона, преисполненные надежд на исцеление. Здесь более чем вероятно появление хотя бы нескольких случаев улучшения здоровья и в силу надежды, и из-за простого эффекта больших чисел.
Зачастую мы не знаем диагнозов паломников, исцеленных Иисусом, но ряд случаев описанного спонтанного улучшения - может быть связан с сугубо психическими причинами. Самый простой пример - горячка, которой болела теща Петра перед приходом в их дом Иисуса. После того, как он «поднял» ее - жар отступил, и она начала ходить по дому (Марк 1:31). Но, по совести говоря, примеры влияния душевного состояния и эндорфинов на температуру при инфекциях хорошо известны медицине. Я сам сталкивался со случаем, когда температура внезапно снизилась в момент, когда меня во время болезни пришли навестить друзья.
Примеры нарушения речи (Марк 7:32-35) и паралича руки (Лука 6:8), с которыми сталкивался Спаситель, легко могли иметь психогенную природу, что теперь уже весьма затруднительно подтвердить или опровергнуть. Психиатрии известны даже примеры психогенного нарушения зрения, к которым можно отнести некоторые случаи, описанные евангелистами.
Иисус сам связывал случаи исцеления с искренней верой людей (например, Матфей 9:22 ср. Марк 6:5), что может указывать и на их глубинную причину.
Разумеется, возможно и чисто теологическое объяснение: исцеление не должно ограничивать внутреннюю свободу людей и перестраивать мир, то есть чудо допустимо лишь на границах того, чего уже ожидают люди. Однако применительно к конкретным случаям исцелений связка «вера - ремиссия» тоже достаточно вероятна.
Что уж говорить об изгнании бесов. За «бесноватостью» могли стоять и стояли самые разные психические болезни и припадки, которое могли прекращаться от того же эффекта внушения и ожидания чуда. Припадки, например, эпилепсии у мальчика (Матфей 18:15), которого приводили к Иисусу, могли просто заканчиваться во время визита и возобновляться вне поля зрения учеников Христа.
Также в большинстве случаев исцелений мы заведомо речи нет о какой-либо диагностике больных до и после встречи с Иисусом. Большинство исцеленных людей не возвращались затем, чтобы показаться Иисусу и апостолам и просто поблагодарить (Лука 17:15-17), поэтому ученикам Христа было довольно сложно судить, имело ли место краткая ремиссия, вызванная надеждой и восторгом, или выздоровление. Болезнь могла возвращаться затем, но знать об этом евангелисты просто не могли.
Подобное «естественное» объяснение исцелений Иисуса чрезвычайно привлекает авторов-атеистов и сторонников «нового прочтения» Библии, но на деле ряд евангельских чуде в том виде, в каком они описаны, просто не укладываются в эту теорию. Да, судьба большинства больных лепрой (прокаженных), обращавшихся к Христу - неизвестна (Лука 17:14). Но минимум один случай наблюдавшегося исчезновения болезни, включая видимые симптомы, описан Марком: в одном из галилейских городов Иисус простер руку и исцелил прокаженного, о чем тот рассказал всей округе вопреки просьбам Иисуса (1:44). После этого случая Христос и стал популярен в тех местах, и его появление в городке сопровождало толпы любопытных и желающих исцеления.
Иоанн описывает также случай исцеления Христом слепорожденного, которые тщательно и критически изучался иерусалимскими образованными фарисеями, которые, однако, не смогли найти какого-либо естественного объяснения произошедшему (9:1-34).
Если верить этим источникам, то приходится говорить о том, что Иисус каким-то образом исцелял людей.
Кроме того, без естественных объяснений, если не «переписывать» евангельские свидетельства остаются другие деяния Иисуса. Управление материей - превращение воды в вино (Иоанн 2:7-10) и минимум два случая умножения рыбы и хлеба (Матфей 14:13-21, 15:32-38). Ясновидение - предсказание обнаружения монеты в выловленной рыбе, знание имен людей в незнакомом городе (Лука 19:5) и личных обстоятельств (Иоанна 4:18-19). Нужно вспомнить и хождение по воде, управление погодой, знаменитое «преображение», сопровождавшееся явлением Моисея и Ильи (Матфей 17:1-13). Все эти события наблюдались апостолами непосредственно, что не позволяет их механически исключить из рассмотрения.
Наконец, вспомним примеры воскресения мертвых. Первый случай, воскрешение умершей девушки, Иисус избегал предавать огласке, объяснив родным пробуждением от летаргического сна (Матфей 9:18-26). (Да, такие случаи были известны Талмуду). Второй пример - воскрешение, совершенное, вероятно, под влиянием момента в ходе похоронной процессии (Лука 7:11-17). Наконец, воскресение Лазаря (Иоанн 11:17-45). Объяснить всех их исключительно летаргией довольно рискованно. В наши дни ВОЗ фиксирует во всем мире менее 10 таких случаев в год. Предположение, что в одном Израиле I века Иисус встречал и диагностировал в среднем 1 случай летаргии в течение каждого года служения, - невероятно.
Таким образом, мы должны признать, что евангелисты описывают именно события, выходящие за рамки обычного проявления законов природы, т.е. чудесные явления, каковые свидетельства трудно просто «уточнить» и интерпретировать так, чтобы исключить сверхъестественный элемент. Изучение доступных копий евангелий и цитат в работах древних авторов показывает, что эти свидетельства имели известный нам вид уже ко II веку, т.е. сообщения о чудесах Иисуса могли появиться в Новом Завете либо при жизни апостолов, либо при копировании их книг в самом начале второго поколения церкви. Сомнительно, что в это время описания земной жизни Христа слишком активно дополнялись авторами и переписчиками, поэтому мы не можем просто отмахиваться от них, считая лишь фольклором, хотя и не можем «математически» доказать сомневающимся, что - Иисус совершал однозначно чудесные деяния.
Так или иначе, чудотворчество Иисуса было органичной частью картины мира, сформированной в церкви I века, и необходимо понять, какова была его роль в мировоззрении первых христиан.
В исцелениях и актах экзорцизма присутствовал одновременного утилитарный и дидактический смысл: Иисус и исцелял людей, спасая их от страданий, и на их примере «являлись дела Божьи» (Иоанн 9:3).
Однако это «явление», свидетельствовавшее о Христе, носило ограниченный характер. Например, Иисус, когда фарисеи просили его о знамении с неба, чтобы оно подтвердило его статус, он отказался (Матфей 12:38-39). Правда, намекнул, что таким знамением станет его воскресение.
Эта «ограниченность» чудес тесно переплетена с проблемой свободы воли человека, так как появление однозначных масштабных чудес, прямое и однозначное вмешательство Творца в жизнь мира, - означало бы превращение веры в факт. Однако Иисус, видимо, старательно избегал этого, не совершая масштабных и однозначных чудес, так как они неминуемо влекли бы за собой обретение прямой политической власти. Причем даже без усилий самого Иисуса. Знай фарисеи не о нескольких случаях неясного исцеления, а о массовом воскрешении умерших или засвидетельствованном многими управлении погодой, - они не рискнули бы спорить с Иисусом из простого страха. Речи не могло бы идти о его аресте и казни, причем и со стороны еврейских лидеров и властей, и со стороны римлян. Власть и человечество просто - склонили бы голову перед силой без учета ее природы.
Здесь важно пояснить, что вопрос о свободе воле человека относительно Бога - не так прост и безобиден, и не сводится исключительно к терминам внутренней веры. (Здесь чисто философский момент).
С позиций чистой логики Бог-творец как сознательное начало имеет Цель, т.е. некий образ того, каким должно быть идеальное творение и в вопросах мироздания, и в вопросах поведения человека. Мир в настоящий момент не соответствует этой цели, хотя бы в силу того, что человек - свободен и не подчинен полностью воле Бога, грешен - в религиозных терминах. В результате этого в мире есть зло и изменчивость, изменение положения мироздания относительно идеала.
Достижение миром Цели или идеала в системе координат Бога означает - высшую точку Творение, вершину, дальше которой движение в лучшую сторону невозможно. Мир достигает «нуля» в этой системе координат и либо «застывает», достигнув совершенства, либо снова начинает изменяться в худшую сторону - потому что больше некуда. Если Бог усилие воли приведет Творение, включая человечество, к Цели, оставив в людях грех, то неминуемо последующее отступление от Идеала и ухудшение мира, поскольку он не отвечает внутреннему убеждению человека. Насильственное удержание человечества в точке Идеала - будет равносильно уничтожению жизни в привычном понимании, замораживании мира. С точки зрения человека такое счастье, подаренное силой, - довольно жутковатый образ.
Именно этой «жути» избегает в рамках данной концепции мироздания Творец, не вмешиваясь прямо и однозначно в жизнь людей, а лишь осторожно стараясь направить человечество к Цели. Направляющие воздействия, примером которых являются чудеса, совершаемые в тварном мире, жестко дозированы, дабы сохранить свободу воли и возможность эволюции человека к осознанию Идеала.
В рамках этого представления можно предложить такое прочтение концепции Царства Божьего и вступления в него части человечества. Царство - точка Идеала и/или своего рода горизонт событий вокруг него. В него отбираются только те люди, кто внутренне готов к этому новому мирозданию, достаточно свободны от греха (т.е. энтропии), чтобы жить в идеальном мире. (Хотя сама жизнь в Царстве явно совершенно не похожа на то, что мы вкладываем в это понятие в обычной жизни).
Те же, кто не готов к Царству в день суда оказываются вне его, просто потому что оказавшись внутри - вольно или не вольно будут стремиться покинуть его, так как грех-энтропия будет заставлять их двигаться вне Божественной Цели.
Какова их дальнейшая судьба с точки зрения богословия Нового Завета - неясно. Иисус и апостолы мало оперировали подобными сложными абстракциями, и мы можем лишь пытаться реконструировать возможные варианты.
1)Только Царство. После суда останется только Царства, а мира вне его и людей вне его просто не будет, потому что остальное творение будет уничтожено. На это указывает использование символа уничтожающего огня везде от образа «геенны огненной» в проповеди Христа до «огненного озера» в Откровении Иоанна. Грешники, не дошедшие до Царства - просто будут уничтожены без остатка.
2)Царство и ад. Однако, огонь можно воспринимать и как образ не уничтожения, а мук (см. упоминание Христом «скрежета зубовного»). В рамках этой модели люди, не попавшие в Царство, претерпевают наказание или «переплавку» - болезненную и унизительную переделку личности, которая должна позволить им войти в Царство Небесное, в конце концов. Это прочтение довольно близко первым богословам Церкви, например, «Пастырю» Гермы, хотя они предполагают, что части особенно упорных людей в Царство войти не удастся.
3)Вариант Ионы-пророка. Возможен, однако, вариант исходящий из изменения сроков или формата Страшного Суда, что вполне соответствует финалу «Откровения» (см. мой
очерк). В этом случае параллельно с нашим материальным миром создано автономное Царство Божие или как минимум место предсуществования для тех, кто может войти в него после конца времен. Наш мир является местом дальнейшего совершенствования и переделки человечества. Можно только гадать единственен ли он в своем роде или при нем существуют ад и чистилище. Или все объединено в «одном флаконе» и посмертная жизнь людей регулируется аналогом индуистской сансары - круговоротом перерождений, отражающем путь человека к Идеалу. Или... В общем, понятно, вариантов много.
4)Вариант "ноль". Существует, наконец, печальный образ разлуки человека и Бога, характерный для пессимистической философии и литературы 19-20 вв. После событий первого века и избрания людей достойных Царство - Господь не стал уничтожать грешный мир, но позволил ему жить дальше. В одиночестве. Подчеркну, такой взгляд полностью противоречит всему объективному 2000-летнему опыту Церкви, и является скорей страшной картиной - действительно страшного суда.
Использованные источники "вдохновения".
Аквинский Ф.
Сумма теологии.
Борг М. Бунтарь Иисус. М.: Эксмо, 2009.
Гибсон Ш. Последние дни Иисуса: археологические свидетельства. М.: Астрель, 2010.
Синицин В.
Фома Аквинский и пять аргументов в пользу бытия Божия.
А также см. библиографию к
эстахатологическому очерку.