http://gloriaputina.livejournal.com/312730.htmlАвтор поста выложил данные, которые давно хотел представить. По доступным показателям, уровень подготовки школьников действительно сильно вырос с 1990-ми гг. В тот период возникла масса проблем: экономические кризисные явления, проблемы адаптации общества к капитализму, из которых многие стали меньше внимания и ресурсов уделять образованию детей; падение престижа "книжных знаний" на фоне формирования новых привилегированных классов "новых русских" (сейчас и выражение-то подзабылось); недофинансирование школ и учителей. В 2000-е несколько улучшилась социально-экономическая ситуация, стабилизировались социальные институты и, одновременного, по многим отзывам, стало вновь формироваться понимание, что "ребенок должен читать" и развиваться интеллектуально. (Правда, как говорят учителя, часто специфическое "пока маленький - должен читать, перетерпеть, а потом...").
Конечно, трудно сказать, в какой мере ситуация лучше или хуже в сравнении с советской школой. Да, ее принято идеализировать, и исторически она была огромным прорывом для страны. Но, скажем честно, что именно ее выпускники сотнями тысяч "заряжали воду" у телевизоров и потом наравне с моими сверстникам лихо отвечали на соцопросах, что "Солнце вращается вокруг Земли".
Я не к тому, чтобы скатываться обратно в очернительство, но нужно трезво смотреть на ситуацию и не надеяться, что механический откат к каким-то прошлым стандартам сможет решиться все проблемы, которые тянутся еще в советскую школу. И искаженная система оценок, которые педагоги бывают вынуждены завышать, и проблема обеспечения дисциплины школьников-акселератов, и задачи профилирования учеников старших классов и равного доступа в вузы... Ровно эти проблемы бичевались еще в фельетонах 1960-1970-х, и ровно о них же я слышу сейчас от современных педагогов.
Подчеркну, пишу это - не для идеализации ситуации в современных школах. То, что мы имеем неплохой по международным меркам уровень, - не повод успокаиваться.
Лишь предостерегаю от соблазна "все резко поменять/реформировать", потому что "итак все плохо". Нам есть, что терять, и на горизонте нет простых и очевидных решений.