Причины еврейской эмиграции из СССР (из исследовательского "архива")

Feb 26, 2013 18:45

У меня "завалялось" некоторое количество материалов по анализу причин еврейской эмиграции из СССР (старые посты на эту тему см. по тегу "антисемитизм"). Не знаю, буду ли еще когда-нибудь эту тему разбирать, но выложу ссылки на то, что есть, и краткое изложение мыслей. Вдруг это пригодится исследователям, которые готовы посвятить этому вопросу больше сил и времени.
Напомню, что анализ статистики положения евреев в СССР поставил под большой вопрос, что предполагаемая дискриминация 1970-х гг могла вызвать значимую волну эмиграции. Ее масштабы сильно преувеличены и с ней могло столкнуться лишь часть демографических и профессиональных групп советского еврейства.
В этом плане любопытна работа Дымерской, основанная на анализе серии интервью с советскими репатриантами в Израиле. Работа грешит отсутствием статистического аппарата и классификации результатов интервью, поэтому мы вынуждены лишь верить автору на слово в том, насколько она верно определила частное и общее. Тем не менее, результат интересный.
Оказывается, довольно большой процент евреев-эмигрантов прошел через различные политические кружки и диссидентскую среду. Т.е. в начале люди пытались перестроить среду обитания на родине, однако их попытки разбивались об отсутствие общественной поддержки. Автор приводит реплику одного из респондентов: "На нас все время давило то, что у нас нет корней, нет опоры в массах". Действительно, советский проект, несмотря ни на что, оставался доминирующим в советском обществе, а идеи оппозиции были чужды и неблизки массам советских граждан.
Подчеркну, речь далеко не всегда шла о еврейском национализме или чем-то таком. Популярный лидер движения отказников А. Воронель начинал (сужу по его книге воспоминаний) в 1940-е в кружке троцкистского толка, основной идей которого была теория "перерождения" государственного аппарата и противопоставления широких слоев населения партийного элите, идейная база для которой черпалась в материалах партийных дискуссий 1920-х. Кстати, забавно, что схожих воззрений в тот период придерживался и А. Солженицын.
За осознанием бесперспективности политической борьбы из-за отсутствия общественной поддержки и противодействия государственного аппарата следовал разрыв еврейской части диссидентского движения и политического подполья сталинских времен и с обществом, и со страной. Грубо говоря: "Раз вы не цените наших идей - оставьте нас в покое. Мы построим сами свой Израиль".
Таким образом их стремление к эмиграции могло сказываться из двух составляющих: неприязнь к обществу, отвергшему их идеи, и надежда в новой стране, Израиле или одной из западных капстран, добиться реализации своих устремлений. Первый эффект мы можем наблюдать и вне еврейской среды в оппозиционеров разных поколений и у перестроечников (презрение к "агрессивно-послушному большинству"), и современных белоленточных (ненависть к "анчоусам" и "быдлу").
Поиск же новой строительной площадки под свои политические прожекты и вовсе очень стар. Так в годы колонизации Америки туда перебирались многие религиозные общины, искавшие более широкие возможности для переустройства общества по своему вкусу.

Дымерская, правда, отмечает, что среди наиболее молодых представителей еврейской эмиграции 1970-х были сильно изначально националистические, а не политические настроения. Но любопытно, что отмечает применительно к ним же конфликт с ассимилировавшими в СССР семьями и отпрысками-отказниками.
Собственно, в ассимиляции мне видится вторая причина эмиграционной волны евреев из СССР. Прочие народности, включая немцев и армян, среди которых также были свои движения отказников, имели большую базу в сельской местности и малых городах, где могли продолжительно время хранить язык и традиции, не страдая от процессов глобализации. Однако евреи жили преимущественно в крупных городах, где их специфическая культура часто растворялась в массовой советской, как соль в стакане воды.
Те, кто не хотел с этим мириться, могли только бежать из страны, так как советские условия ограничивали возможности для национальной борьбы на месте, да и вообще официальная идеология как раз позитивно относилась к мягкой ассимиляции национальных меньшинств.
Собственно, в результате эмиграции и ассимиляции мы в современной России и близко не имеем той еврейской общины, которая была в 1960-1970-е гг.

Наконец, об антисемитизме. Хочу подчеркнуть, что его роль часто преувеличивается, однако полностью отрицать значение этого фактора не стоит. В современной России, где его проблема чаще всего является надуманной, трудно реально представить уровень антиеврейских настроений 1940-1950-х, которые всколыхнула война. Собственно, после Второй Мировой так обострила все национальные конфликты, что они долго аукались и в СССР, и в Западной Европе, и в США.
Кроме того, фашистская истребительная политика довольно сильно напугала еврейские общины по всему миру. Напомним, что в 1950-е среди московских евреев вполне серьезно обсуждались слухи о возможной депортации их народа в Сибирь. Многие до сих пор оказываются поверить, что никаких планов такой кампании не было и все это лишь отголоски "дела врачей" и антиеврейской составляющей борьбы с космополитизмом.
Вот примерно такая сумма соображений о причинах еврейской эмиграции:
-легализация политической эмиграции;
-угроза национальной идентичности в результате активных ассимиляционных процессов;
-страх перед антсемитизмом, включая субъективный.

СССР, антисемитизм

Previous post Next post
Up