Для памяти выкладываю ссылку на интересную
статью о государственном строительстве в Афганистане (по
наводке).
Автор достаточно адекватно показывает проблемы замещения "традиционных" этнических и племенных институтов нормальными государственными в Афганистане. Причем в ряде ситуаций государству приходится играть роль "надстройки" над традиционным общественным укладам, основывая свою власть на неформальных договорах с местными племенными лидерами и полевыми командирами.
Правда, автор хочет странного: по нему получается и так плохо (тактика компромисса), и эдак (ускоренное строительство европейской модели государства), а нужно всего и сразу.
ИМХО, проблема медленного строительства государства в Афганистане - сравнительно позднее объединение княжеств в единую державу (вторая половина 19 века). До этого момента и у государственных образований тупо не хватало ресурсов, чтобы "отстраиваться": на Юге Афганистана очень проблемный ландшафт, дефицит осадков и тяжелый климат.
Потом Север подчинили Кабулу, но государство оказалось в роли проводника интересов пуштунов, живущих на Юге, и угнетателем меньшинств Севера. Пуштунов, в т.ч. вынужденных кочевников, переселяли на Север, кроме того из региона выкачивали средства для развития Юга. В результате Афганистан превратился в государство колониального типа, где столица лавирует между возмущенными колонизацией северянами и южными племенными элитами, которые недовольно покушением государства на власть племенных вождей и духовенства.
Кроме того, государство жило очень сильно по Мальтусу: рост населения опережал рост площади пахотных земель, что подстегивало социальную напряженность и миграции. В общем, ситуация накалялось еще до того, как США и СССР решили сделать в Афганистане холодную войну - "горячей". Своими экспериментами мы ситуацию еще больше раскачали, развили до неадекватного уровня класс полевых командиров, фактически князей эпохи раннего государства, которым принадлежит большая доля власти на местах.
В результате сейчас централизованное правительство отчаянно пытается собрать в своих руках достаточных ресурсы, чтобы удержать власть. Однако логика политической борьбы диктует тактику компромиссов с "князьями", в результате чего мы имеем угрозу сползания страны в неофеодализм.
Опять же, ИМХО, надо было все эти 11 лет иностранном присутствия заниматься усиленным строительством госинститутов с опорой на иностранную военную силу. Однако этот процесс нормальными темпами пошел только последние пару лет, и закончить его нет ни малейших шансов.
Вообще все это заставляет обратиться к интересным размышлениям о новой государственной модели Афганистана - после вывода войск. Что может служить темой для исследования.
Кроме того, один хороший человек - подсказывает тему для статьи, обзор данных о семейно-гендерно-сексуальной жизни в Афганистане (семейное насилие, полигамия, внебрачные связи, проблема гомосексуализма).