Решил написать пару слов к Всемирному дню против смертной казни.
В спорах о смертной казни наиболее важным представляется набор аргументов, связанных с влиянием данного института на виды преступлений, которые ею караются. Выдвигается в общем-то логичное соображение, что человеку свойственно бояться смерти и ее непосредственная угроза может помочь обуздать криминальные порывы. Однако рассуждения «вообще» имеют сомнительную ценность, и нужно все же обращаться к математическому анализу для окончательного выяснения вопроса о смертной казни.
Богатейший материал для исследований дают США, где в разных штатах смертная казнь предусмотрена, в других - отменена. Учитывая, что страну объединяют общие правовые основы, государственный строй и организация судебно-полицейской системы, сравнивать положение в разных штатах легко и удобно. Во многом из-за этого большинство исследований по проблеме смертной казни издается в США и основывается на американском материале.
Исследования дают разные результаты и именно на те или иные работы часто ссылаются в сетевых дискуссиях. Однако внимательное изучение проблемы показало, что Америка сталкивается с той же бедой, какую либеральные публицисты приписывают России: «Вешают всегда не так, всегда мало и всегда не тех». В большинстве штатов смертная казнь применяется слишком редко, чтобы строить на этом какой-либо анализ
[1].
Действительно, с 1976 по 2000 г. в год вынесено 6487
[2] смертных приговоров, из них в исполнение приведено 1045. Отменяются по разным оценкам от
43% до 68% приговоров к высшей мере, большей частью из-за неквалифицированной работы участников процесса (защиты, обвинения, судьи). Многие приговоренные проводят в камере смертников по 10 лет в ожидании того или иного окончательного решения судебных инстанций.
Эти данные прекрасно отвечают на известное возражение против введения смертной казни в России, дескать, - «страна не готова». Представляется, что готовность российских профессиональных судов к работе в условиях действия высшей меры наказания несколько выше, чем у американских, построенных вокруг жюри присяжных, запинающихся на каждом шагу. При такой работе судов эффект «запугивания» смертной казнью снижается до минимума: преступник понимает, что имеет минимум шансов быть казненным, а сам смертный приговор для какого-нибудь члена уличной банды гарантирует большую продолжительность жизни чем воля. Естественно, изучать в таких условиях просто нечего.
В качестве курьеза можно напомнить о том, что в
штатах, где действует смертная казнь, уровень убийств несколько выше, чем в тех, где данное наказание не применяется. Несомненно, это свидетельствует исключительно о стандартной реакции американской политической элиты на рост преступности в своего штате.
Если взглянуть на применение смертной казни в более широком круге случаев, то можно выделить пример, казалось бы, позитивного ее применения. Штат Техас (США) 1991-1994 гг., там приведено в исполнение более трети смертных приговоров вынесенных за 30 лет в США и это штат, где обратная статистическая зависимость числа смертных приговоров - математически прослеживается достаточно явно
[3]. Я провел сравнения с динамикой убийств в соседней Луизиане и выделил период, когда рост уровня убийств в ней совпал с падением Техасе (1991-1994 гг.). Падения уровня убийств на 28%
[4] однозначно совпало с ростом числа казней на 1/3. Однако доказательством «запугивающего эффекта» смертной казни это служит не может: в этот период был зафиксирован точно такой же по величине спад уровня корыстных преступлений, включая кражи. Это заставляет связывать динамику преступности в штате с иными причинами, включая совершенствование полицейской работы и социальных мероприятий.
Как уже упоминалось - статистически значимое влияние смертной казни на уровень убийств сомнительно в силу самой специфики данного вида преступлений. Поэтому обратим внимание на опыт применения смертной казни против иных преступлений, неизбежно связанных с подготовкой, планированием и оценкой рисков.
Есть данные для СССР 1959-1966 гг.. В нашей стране в 1961 году в число санкций за спекуляции иностранной валютой была включена смертная казнь. В 1959-1962 году за «нарушение валютных операций» к уголовной ответственности было привлечено на 19% людей больше, чем в 1963-1966 гг
[5].
Сокращение подобных преступлений вне рамок общей динамики, общий уровень преступности в сравнении между этими периодами уменьшился лишь на 0,5%
[6]. Данный подсчет не совсем точен, так как берет периоды не полностью умещающиеся во время до и после введения казни, а ряд советских исследований считали эту меру неудачной (впрочем, они брали слишком большой период)
[7].
Разумеется, на этом примере однозначно сказать, что смертная казнь снижает преступность нельзя. Помог бы анализ преступности азиатских государств, где существует смертная казнь за наркоторговлю (планируемое преступление), но ни для одного из них у меня нет нужных статистических рядов.
[1]J. Fagan Death and Deterrence Redux: Science, Law and Causal Reasoning on Capital Punishment // Ohio State Journal of Criminal Law. Volume 4:255, 2006. P. 289-290.
[2] http://www.deathpenaltyinfo.org/death-penalty-sentencing-information [3]J. Fagan Death and Deterrence Redux. P. 265, 267.
[4]http://www.disastercenter.com/crime/ [5]Ю. В. Андропов (председатель КГБ) О некоторых итогах предупредительно-профилактической работы органов госбезопасности. 31.10.1975 // Власть и диссиденты. Из документов КГБ и ЦК КПСС. М.: МХГ, 2006. С. 62.
[6]Лунеев Преустпность в XX век. (номера страницы нет, цитирую по копии таблицы).
[7]Г. З. Анашкин Законодательство СССР о смертной казни и практика его применения. М., 1969. С. 14.