Она доказала, что театр в современной России может оставаться независимым

May 18, 2018 10:24

16 мая 2018 г. скоропостижно умерла Елена Гремина - драматург, режиссер, директор «Театра.doc».

   



   
   


Елена Гремина всего на полтора месяца пережила своего мужа и соратника драматурга и режиссера, худрука «Театра.doc» Михаила Угарова, лидера интеллектуального сопротивления (он учил думать независимо), тоже скоропостижно ушедшего из жизни вечером 01.04.2018 г.. Понятно, почему театральные люди пребывают буквально в оцепенении: всегда энергичная, жизнелюбивая Гремина, видимо, не смогла справиться с постигшим ее совсем недавно горем.

Конечно, особенно сильным ударом эта смерть станет для «Театра.doc» - под этим названием следует подразумевать не столько коллектив небольшого негосударственного театра-подвала в столице, но огромное сообщество по преимуществу молодых российских драматургов, режиссеров и актеров.

Вместе со своим мужем Михаилом Угаровым она создала первый в России по-настоящему независимый театр: за 16 лет его не уничтожили ни регулярные полицейские проверки, ни нападки православных радикалов, ни вынужденные переезды. Гремина и Угаров не только построили дом для множества артистов, драматургов и режиссеров, но и никогда не боялись говорить на самые сложные и рискованные темы - даже ценой потери этого дома.

Елена Гремина пережила мужа, драматурга Михаила Угарова, на шесть недель. Создатели и бессменные лидеры «Театра.doc» родились в один год, 1956-й - и умерли тоже в один год, 2018-й. В будущем сентябре они отметили бы
25 лет со дня свадьбы.

Основанный в 2002 году частный театр был семейным делом, и сейчас его невозможно представить иначе, то есть без директора Греминой и худрука Угарова. Авторы, режиссеры, артисты, выпестованные «Театром.doc» и фестивалем молодой драматургии «Любимовка», который проходит там ежегодно с начала 2000-х, воспринимали и воспринимают их как маму и папу.

К работе театрального директора Гремина не готовилась, ее первой специальностью была драматургия - тоже семейное дело: отец, Анатолий Гребнев, был сценаристом, ту же профессию выбрал и брат Александр Миндадзе.

Драматургам ее поколения не очень повезло: перестроечная режиссура бросилась ставить разрешенных западных авторов, отечественные пьесы редко попадали на сцену (впрочем, ранние тексты Греминой выходили на весьма солидных площадках - например, во МХАТе имени Чехова). Движение «новой драмы», среди основоположников которого были Угаров и Гремина, какое-то время развивалось параллельно театру, а потом создало свой собственный - «Театр.doc» - главное в России место силы для современной пьесы и театральной документалистики.

Как директор «Театра.doc» Гремина сделала невероятное: доказала, что театр в современной России может оставаться независимым во всех смыслах этого слова - хотя время пыталось доказать обратное. Государству намного проще контролировать театр, чем остальные виды искусства (кроме, может быть, архитектуры). Романы даже при самой жестокой цензуре можно писать в стол, а спектакли требуют публичности и, за редким исключением, долго не живут. Если рискует художник, он рискует один; если рискует режиссер, он ставит под удар еще и свою команду. Стихи можно читать у себя дома; театру необходимо помещение. В общем, если вы ставите спектакли не в самой свободной стране, у вас два варианта: или вы идете на компромиссы, или вам не дадут нормально работать.

Гремина с Угаровым на компромиссы не шли. Они работали так, будто государство ничего не может с ними сделать, хотя в действительности могло. Их заносили в черные списки грантополучателей, у них искали то бомбы, то нарушения пожарной безопасности, арендодателей вынуждали разрывать с ними контракты. Сама Гремина упрямо повторяла: «Негосударственный театр закрыть нельзя». В одних только 2010-х в «Театре.doc» выходили спектакли о гибели Сергея Магнитского, узниках Болотной, деле Олега Сенцова, российских геях, матерях Беслана. Во многих из них директор театра выступала режиссером - эту непривычную для себя профессию она начала осваивать (и освоила блестяще) всего пять лет назад и успела выпустить 12 спектаклей.

В 2015 году, через несколько месяцев после первого переезда, когда театр покинул обжитый подвал в Трехпрудном переулке и волонтерскими силами восстановил из руин маленький особняк на Спартаковской улице, Гремина поставила «Болотное дело», документальный проект о семьях узников Болотной. За день до премьеры новое помещение навестили полицейские и сотрудник центра по противодействию экстремизму. В первый вечер у театрального крыльца дежурили автозак и патрульная машина. Через пару месяцев с театром снова разорвали договор аренды.

Но Гремина полагала, что «Театр.doc» не получится сохранить, отказавшись от рискованных тем: он может пережить еще один переезд, но не выдержит самоцензуры… При всем этом критика власти никогда не была целью «Театра.doc».
Настоящая его миссия - свидетельствовать о реальности. Просто невозможно делать это в России, оставаясь вне политики.

Когда умер Угаров, встал вопрос о будущем «Театра.doc», который, ко всему прочему, снова выселяют,
на этот раз из двух помещений в Малом Казенном переулке: кто и как будет им руководить?
Сможет ли Гремина оставаться директором, осилит ли еще один переезд?
Работа, между тем, не останавливалась… Гремина оставалась директором и строила планы.
Сегодня будущее театра куда туманнее, чем месяц назад; но последователи Угарова и Греминой не собираются
сдаваться. «„Театр.doc“ будет сохранен любой ценой», - пишет режиссер театра Зарема Заудинова.

Через несколько недель после смерти мужа Гремина написала пост в фейсбуке.
Он начинался так: «Не надо соболезнований. Мне очень, очень повезло, что мы встретились».
В сущности, их с Угаровым история - история единомышленников и бесстрашных соратников -
фантастически красивая, счастливая и героическая. Неслучайно оба они драматурги.

Светлая память...

https://meduza.io/feature/2018/05/16/ona-dokazala-chto-teatr-v-sovremennoy-rossii-mozhet-ostavatsya-nezavisimym

«Театр.doc», Светлая память, Гремина и Уваров

Previous post Next post
Up